Галина Душакова
Игра как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Доброе утро уважаемые члены жюри, коллеги! Сегодня я представлю свой педагогический опыт по теме ]«Игра как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста»
СЛАЙД 2
Своё выступление хочу начать со слов Михаила Васильевича Ломоносова «Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит».
Эти слова я взяла за основу своей работы.
Публикация «Игра как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Реализуя «Основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание что игра, является важным средством развития элементарных математических представлений.
СЛАЙД 3
В соответствии с Федеральным Стандартом и образовательной программой ДОУ раздел «Формирование элементарных математических представлений» является частью образовательной области «Познавательное развитие».
По мнению Блеза Паскаля «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»
Процесс познания – это творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к математике, создать необходимые для этого условия.
СЛАЙД 4
ФЭМП пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, прогулку, сон и конечно непосредственно – образовательную деятельность
СЛАЙД 5
Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру, на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, на аппликации из большого и маленького круга наклеивают цыплёнка.
Читая книги, мы различаем их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки; объясняю, что один дед не смог вытянуть репку, а несколько персонажей - справились. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала – потом».
СЛАЙД 6
Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, деревья, листья. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко», «высоко – низко».
Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.
СЛАЙД 7
В процессе конструктивной деятельности с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.
СЛАЙД 8
Пространственное представление у детей я развиваю в ходе режимных моментов: при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики.
СЛАЙД 9
Понимая, какое значение имеет игра в формировании и развитии элементарных математических представлений, в моём сознании назрела необходимость создания методической системы работы по данному направлению.
Эту работу в своей группе я начала с подбора литературы по данной проблеме.
СЛАЙД 10
Особенно мне понравилась авторская программа Валентины Павловны Новиковой «Математика в детском саду"
СЛАЙД 11
Положительным моментом является и то, что задания сгруппированы по всем разделам математики, это:
• количество и счет;
• геометрические фигуры;
• величина;
• ориентировка в пространстве;
• ориентировка во времени;
• логические задачи.
СЛАЙД 12
Главными достоинствами программы являются:
• Способ подачи материала,
• Занятия проводятся в занимательной игровой форме,
• Учитываются возрастные, индивидуальные особенности и дидактические принципы развивающего обучения,
• Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса,
• В конце года педагог может проверить уровень освоения знаний по прилагаемой форме
СЛАЙД 13
Для реализации данной программы мной были составлены перспективные планы по всем возрастным группам.
Для того чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях широко использую игровые приемы для мотивации деятельности, наглядные пособия.
Обязательно использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться
СЛАЙД 14
Для поддержания интереса использую занимательный материал, в котором проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы. В гости к детям приходят «Утёнок – Удивлёнок», озорная девчонка «Почемучка» и конечно, Квадрат Иванович. Эти герои решают возникшие проблемы, приносят или предлагают выполнить интересные задания юным математикам.
СЛАЙД 15
В группе была создана развивающая предметно – пространственная среда, и её основой стал «Центр математики». Целью данного центра является: оказание помощи ребёнку в успешном, самостоятельном освоении элементарных математических представлений. Много дидактических игр сделала я своими руками.
Игры и пособия к нему подбирались постепенно, по мере проведения образовательной деятельности. В нём находятся разные материалы, как для занятий, так и для свободной деятельности детей.
СЛАЙД 16
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
В своей работе с родителями активно использую: индивидуальные беседы, консультации, оформляю тематические папки-передвижки, информационные уголки. На страничке сайта группы знакомлю родителей с содержанием и организацией некоторых математических игр и даю рекомендации, как можно развивать математические способности детей в процессе использовании различных предметов повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.
Родители принимают участие в оформлении и пополнении «Центра математики» в группе, помогают мне в изготовлении пособий.
Таким образом, игры с детьми математического характера становятся активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
СЛАЙД 17
И результатами своей работы считаю, растущие вверх показатели индивидуальной оценки развития детей по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений» в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Перед вами общие результаты за последние три года.
СЛАЙД 18
И в заключении хочу сказать, что именно внедрение в образовательное пространство группы авторской программы Валентины Николаевны Новиковой «Математика в детском саду» и помогает в занимательной игровой форме, используя разнообразные способы подачи математического материала добиваться высоких результатов.
СЛАЙД 19
Уважаемые коллеги!
Своё выступление мне хочется закончить такими словами:
Математика – наука
Хороша и всем нужна.
Без неё прожить нам трудно.
Без неё нам жизнь сложна.