Татьяна Григорян
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Маслобойщикова Татьяна Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 121 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Из всех…знаний и умений самым
важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
Публикация «Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
красиво говорить на своём языке.
В. И. Чернышёв
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарные реплики в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.
Как указывают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении.
К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однообразны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картинке дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, место действия, времени. В работе они не могут определить последовательность событий, выявить причинно – следственные отношения. Эти недостатки особенно остро ощутимы у детей с нарушениями речи.
Безусловно, общество должно обратить особое внимание на таких детей, поэтому перед педагогами, психологами, логопедами стоит трудная задача, не только знать и понимать особенности психического состояния и развития речи таких детей, но и создание наиболее эффективных методик, позволяющих детям с нарушением речи встать в один ряд с более благополучными сверстниками.
Как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать ее интересной, увлекательной, желанной для малышей? На помощь приходит игровая, в том числе и театрализованная игра. В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррекционно – педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Большое влияние на исправление речи детей оказывают игры с содержанием инсценирования какого – либо сюжета – игры-драматизации.
Таким образом, данная тема является актуальной, так как театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная игра оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. А развитие связной речи является одним из способов преодоления этого нарушения.