Тамара Ахполова
Музыкальная игра как средство развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность признана приоритетным направлением развития и воспитания ребенка. В игре формируется его личность, осуществляется потребность взаимодействия с окружающим миром. Игровая деятельность оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей детей, одновременно обеспечивая позитивный эмоциональный настрой для активного проявления важных психических процессов.
Публикация «Музыкальная игра как средство развития детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальная деятельность строится на игровых развивающих занятиях, разработанных в соответствии с ФГОС. Для решения различных воспитатель-ных, обучающих и развивающих задач используется большое количество игр. Среди них подвижные, стихотворные (хороводные, логоритмические раз-минки, и т. д., игры-упражнения по различным видам музыкальной деятель-ности, игры-драматизации, игры на развитие техники игры на музыкальных инструментах, интонационная игра-разминка, игры дидактические, ролевые, обучающие, на развитие внимания, памяти, мышления, с конструированием, рисованием, аппликацией.
На каждом игровом занятии есть демонстрационный и раздаточный материал. Разные виды игр чередуются по принципу динамики и статики для постоянной поддержки активности детей. Ряд игровых ситуаций, составляющих занятия, объединяются общей темой, которой подчиняется сюжет и драматургия за-мысла. Используют понятные и доступные детям темы зверей, игрушек, ска-зочных героев, путешествия, полеты для формирования кругозора ребенка. Сюрпризными моментами эмоционально развлекаю детей, придавая занятию радостное настроение.
Весь педпроцесс организуется с учетом возрастных потребностей и возмож-ностей детей, в связи с происходящими существенными качественными изме-нениями в ориентировочно-исследовательском поведении и познавательном развитии. Для интеллектуального роста и развития весь материал програм-много содержания игровых занятий выстраивается от простого к сложному для постепенного восприятия целостной картины мира и музыкальной окружаю-щей среды.
Игра - ведущая деятельность у детей до семи лет, поэтому используют её для решения комплекса взаимосвязанных задач развития детей. В познаватель-ном развитии для формирования разносторонних представлений о действи-тельности, явлениях природы, поведения животных, для развития динами-ческих пространственных представлений творчества, интеллектуальной ини-циативы.
В социальном развитии для формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитания у ребенка уважения к себе, созидательного отношения к своей деятельности; воспи-тании этически ценных способов общения в соответствии с нормами и прави-лами жизни в обществе.
В речевом развитии для обогащения словаря, овладения выразительными средствами общения (темп, динамика, высоты). В развитии движений для сог-ласования действий и сопровождающей их музыкой; для умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; для осуществления музыкально двигательной импровизации, выразительного исполнения основных видов движения. В эстетическом развитии для приоб-щения к художественной литературе, фольклору; для развития воображения и ассоциативного мышления; для создания выразительного художественного образа средствами музыки, для развития пространственного воображения "проектного мышления", творческого замысла, прогнозирование результата. В музыкальном развитии способностей. В развитии эмоционально-чувствен-ного внутреннего мира для психологического здоровья каждого ребенка.
Во всех видах игровой музыкальной деятельности объединяются разнона-правленные задачи на основе закона интеграции: "Взаимно обогащаться, не нарушая логики собственного развития". Цель игровых музыкальных занятий - помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Ребенок в большей степени живет чувствами, поэтому музыкальные игры должны развивать чувственность, воображение, ассоциативное мыш-ление и творческую деятельность в первую очередь. Для этого надо форми-ровать чувственный аппарат (слух, зрение, осязание) расширять эмоциональ-ный опыт ребенка, формировать представление о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах.
В играх ребенок легко реализует свои ощущения, чувства, образы по законам искусства. Так дети, играя, развивают умение осознавать свои внутренние переживания, самостоятельно анализируя свою деятельность в первоначаль-ном экспериментальном этапе знакомства с игрой.
Поэтапно игры развивают психические функции - формирование целенаправ-ленного внимания, слухового восприятия; развитие произвольного поведения и навыков общения, развитие памяти, мышления и речи для дальнейшего успешного разностороннего развития детей.
В совместной деятельности с родителями выявляются предпочтения детей в игрушках, пособиях и музыкально-дидактических играх; учитывается для под-бора игр и игровых упражнений направленных на :
-эмоциональное развитие ребёнка ("Галерея в кораблике", "Музыкальная мозаика", "Паровозик")
-развитие движения ("Веселый кубик","Дружные пальчики","Сумочка лета","Послушная лошадка")
-развития коммуникативных навыков ("Загадки","Лес", "Скульптуры", "Сказка")
-развитие умения действовать с предметами (Две с образной игрушкой и неодушевленными предметами "Подружки-погремушки", "Мой Винни-Пух","Поиграем с кошкой", "Летающая паутинка")
-развитие умственных способностей ребенка ("Музыкальная страна", "Город мой звучащий", "Загадки Лягушки-Царевны", "Помоги Ёжику", "Где ищет песни соловей?")
-познавательную деятельность игры экспериментально-исследовательские ("Собери музыкальный инструмент", "Чей голос громче?","Сравни настроение"," Кто что, подбери")
Знакомство со средствами музыкальной выразительности :("Музыкальные часы", "Музыкальная палитра", "Магазин музыкальных инструментов") темпом, ритмом, тембром, ладом, формой произведения, жанрами, высотой звука, динамикой.
Развитие всех видов музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкаль-но-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, твор-чество.
Для активизации творческого потенциала воспитанников используются разные игровые методики, доверительный стиль общения, искренность. В ходе игро-вых занятий обязательно подчеркиваю положительные качества участников. Система игр-занятий предусматривает сезонность образовательного процесса с корректировкой на возможности определенной группы и индивидуальности детей. На играх-занятиях я учу детей пользоваться практически полученными сенсорными знаниями, прилагая к ним интеллектуальные действия, сравнения, группировки, классификации, обобщения.
Игры с различными предметами способствуют формированию мышления ребенка, развивают творческий ум, смекалку, способность изобретать.
Хороводные игры знакомят детей с танцевальной, песенной культурой русского народа и других национальностей.
Активная игровая деятельность благоприятно сказывается на повышении творческих возможностей детей, а ролевая игра развивает гибкость и продуктивность мышления ребенка при решении возникающих проблем, разрабатывая собственные замыслы и предложения других детей или взрослых.