Тамара Ахполова
Музыкальная игра как средство развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность признана приоритетным направлением развития и воспитания ребенка. В игре формируется его личность, осуществляется потребность взаимодействия с окружающим миром. Игровая деятельность оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей детей, одновременно обеспечивая позитивный эмоциональный настрой для активного проявления важных психических процессов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальная деятельность строится на игровых развивающих занятиях, разработанных в соответствии с ФГОС. Для решения различных воспитатель-ных, обучающих и развивающих задач используется большое количество игр. Среди них подвижные, стихотворные (хороводные, логоритмические раз-минки, и т. д., игры-упражнения по различным видам музыкальной деятель-ности, игры-драматизации, игры на развитие техники игры на музыкальных инструментах, интонационная игра-разминка, игры дидактические, ролевые, обучающие, на развитие внимания, памяти, мышления, с конструированием, рисованием, аппликацией.
На каждом игровом занятии есть демонстрационный и раздаточный материал. Разные виды игр чередуются по принципу динамики и статики для постоянной поддержки активности детей. Ряд игровых ситуаций, составляющих занятия, объединяются общей темой, которой подчиняется сюжет и драматургия за-мысла. Используют понятные и доступные детям темы зверей, игрушек, ска-зочных героев, путешествия, полеты для формирования кругозора ребенка. Сюрпризными моментами эмоционально развлекаю детей, придавая занятию радостное настроение.
Весь педпроцесс организуется с учетом возрастных потребностей и возмож-ностей детей, в связи с происходящими существенными качественными изме-нениями в ориентировочно-исследовательском поведении и познавательном развитии. Для интеллектуального роста и развития весь материал програм-много содержания игровых занятий выстраивается от простого к сложному для постепенного восприятия целостной картины мира и музыкальной окружаю-щей среды.
Игра - ведущая деятельность у детей до семи лет, поэтому используют её для решения комплекса взаимосвязанных задач развития детей. В познаватель-ном развитии для формирования разносторонних представлений о действи-тельности, явлениях природы, поведения животных, для развития динами-ческих пространственных представлений творчества, интеллектуальной ини-циативы.
В социальном развитии для формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитания у ребенка уважения к себе, созидательного отношения к своей деятельности; воспи-тании этически ценных способов общения в соответствии с нормами и прави-лами жизни в обществе.
В речевом развитии для обогащения словаря, овладения выразительными средствами общения (темп, динамика, высоты). В развитии движений для сог-ласования действий и сопровождающей их музыкой; для умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; для осуществления музыкально двигательной импровизации, выразительного исполнения основных видов движения. В эстетическом развитии для приоб-щения к художественной литературе, фольклору; для развития воображения и ассоциативного мышления; для создания выразительного художественного образа средствами музыки, для развития пространственного воображения "проектного мышления", творческого замысла, прогнозирование результата. В музыкальном развитии способностей. В развитии эмоционально-чувствен-ного внутреннего мира для психологического здоровья каждого ребенка.
Во всех видах игровой музыкальной деятельности объединяются разнона-правленные задачи на основе закона интеграции: "Взаимно обогащаться, не нарушая логики собственного развития". Цель игровых музыкальных занятий - помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Ребенок в большей степени живет чувствами, поэтому музыкальные игры должны развивать чувственность, воображение, ассоциативное мыш-ление и творческую деятельность в первую очередь. Для этого надо форми-ровать чувственный аппарат (слух, зрение, осязание) расширять эмоциональ-ный опыт ребенка, формировать представление о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах.
В играх ребенок легко реализует свои ощущения, чувства, образы по законам искусства. Так дети, играя, развивают умение осознавать свои внутренние переживания, самостоятельно анализируя свою деятельность в первоначаль-ном экспериментальном этапе знакомства с игрой.
Поэтапно игры развивают психические функции - формирование целенаправ-ленного внимания, слухового восприятия; развитие произвольного поведения и навыков общения, развитие памяти, мышления и речи для дальнейшего успешного разностороннего развития детей.
В совместной деятельности с родителями выявляются предпочтения детей в игрушках, пособиях и музыкально-дидактических играх; учитывается для под-бора игр и игровых упражнений направленных на :
-эмоциональное развитие ребёнка ("Галерея в кораблике", "Музыкальная мозаика", "Паровозик")
-развитие движения ("Веселый кубик","Дружные пальчики","Сумочка лета","Послушная лошадка")
-развития коммуникативных навыков ("Загадки","Лес", "Скульптуры", "Сказка")
-развитие умения действовать с предметами (Две с образной игрушкой и неодушевленными предметами "Подружки-погремушки", "Мой Винни-Пух","Поиграем с кошкой", "Летающая паутинка")
-развитие умственных способностей ребенка ("Музыкальная страна", "Город мой звучащий", "Загадки Лягушки-Царевны", "Помоги Ёжику", "Где ищет песни соловей?")
-познавательную деятельность игры экспериментально-исследовательские ("Собери музыкальный инструмент", "Чей голос громче?","Сравни настроение"," Кто что, подбери")
Знакомство со средствами музыкальной выразительности :("Музыкальные часы", "Музыкальная палитра", "Магазин музыкальных инструментов") темпом, ритмом, тембром, ладом, формой произведения, жанрами, высотой звука, динамикой.
Развитие всех видов музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкаль-но-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, твор-чество.
Для активизации творческого потенциала воспитанников используются разные игровые методики, доверительный стиль общения, искренность. В ходе игро-вых занятий обязательно подчеркиваю положительные качества участников. Система игр-занятий предусматривает сезонность образовательного процесса с корректировкой на возможности определенной группы и индивидуальности детей. На играх-занятиях я учу детей пользоваться практически полученными сенсорными знаниями, прилагая к ним интеллектуальные действия, сравнения, группировки, классификации, обобщения.
Игры с различными предметами способствуют формированию мышления ребенка, развивают творческий ум, смекалку, способность изобретать.
Хороводные игры знакомят детей с танцевальной, песенной культурой русского народа и других национальностей.
Активная игровая деятельность благоприятно сказывается на повышении творческих возможностей детей, а ролевая игра развивает гибкость и продуктивность мышления ребенка при решении возникающих проблем, разрабатывая собственные замыслы и предложения других детей или взрослых.