Елена Архиреева
Музейные тематические коллекции в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Музейные тематические коллекции в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период, тем выше залог его успешного обучения в школе.
Одна из самых желаемых целей учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи – это, конечно, достижение максимальных результатов и приближение уровня развития речи воспитанников до эталона, которым они, в свою очередь, должны овладеть с помощью педагога.
Публикация «Музейные тематические коллекции в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед использует все возможные методы для достижения необходимого результата – это, как традиционные, так и инновационные (нетрадиционные) методы работы, которые максимально повышают эффективность коррекционной деятельности с воспитанниками.
Одним из таких нетрадиционных подходов и методов, является создание мини-музеев и тематических коллекций в них.
Целью использования мини-музея и тематических коллекций внутри них, является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи и системной подготовки детей к школе, соблюдая все необходимые стандарты образования.
Использование таких нетрадиционных подходов позволяет решать глобальные образовательные задачи, а также объединять и интегрировать все образовательные области.
Мини-музей, организованный в пространстве группы, приобщает ребенка к восприятию многообразия общекультурных ценностей, обогащает и расширяет представления об окружающем мире.
Процесс коллекционирования – это также не менее интересное, обучающе-познавательное и захватывающее занятие, которое благотворно влияет на развитие дошкольников в целом. Под чутким и грамотным руководством педагога, совместно собранная коллекция, которая размещена в мине-музее, может быть весьма полезна в детальной работе с лексикой в образовательной деятельности. Коллекции могут быть абсолютно разными, сменяться через определенный период и тесно перекликаться с текущей лексической темой недели.
У дошкольников всегда была тяга к поиску, собиранию и накоплению чего-либо. Многие ученые считают, что увлечение коллекционированием положительно сказывается на развитии детей. Такие увлечения развивают внимание и концентрируют его на определенной теме, увеличивают детскую усидчивость, имеют успокоительный эффект психики, расширяют познание детей, а за познанием развивается и их речевое развитие, так как эти две вещи неразрывно связаны между собой.
Собирая коллекцию для музея, малыш включается в процесс исследования, переходит к детальному рассматриванию и анализированию наблюдаемых объектов и предметов. Ребенок начинает проявлять любознательность, ему хочется узнать больше и он, соответственно, начинает расспрашивать взрослого, задавать ему вопросы, включаться в диалог, вести беседу. Таким образом собранные предметы и объекты коллекции стимулируют речевое развитие ребенка, а также подключают художественное и игровое творчество. В процессе создания коллекций развивается внимание, память, гибкость и нестандартный мыслительный процесс, умение выделять и обобщать главное. Первостепенная задача взрослого — подхватить, в буквальном смысле слова, этот момент и постоянно подогревать интерес ребенка к правильно организованной деятельности в рамках данной тематики.
В процессе коллекционирования замечаются изменения в микроколлективе группы, они начинают взаимодействовать друг с другом, так как они объединяются общей идеей поиска предметов для создания коллекции, и это несомненно их объединяет в единую команду.
Включая в коррекционную деятельность с детьми коллекционирование для мини-музеев, учитель-логопед может использовать различные подходы к этому занимательному процессу. Он может использовать групповой подход для создания коллекций воспитанниками, а может и индивидуализировать ее для каждого ребенка, исходя из интересов и его возможностей. В этом случае ребенок примеряет на себя роль экскурсовода и является своего рода руководителем, который в последствии будет доносить до своих сверстников собранную информацию о своем увлечении, вовлекая тем самым их в этот познавательный процесс. Работая в данном контексте, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями и педагогами, при этом, что не мало важно, они развивают и совершенствуют свою диалогическую речь.
Для того, чтобы процесс создание коллекций для мини-музеев стал еще более интересным и полезным для воспитанников, конечно же нужна активная помощь и участие родителей. А их привлекать можно различными способами, например, приглашать на совместные открытые мероприятия со своими детьми, устраивать различные просмотры музейных семейных коллекций и т. д. В последствии, когда увлечения коллекционированием достигнет у всех участников этого процесса необходимого уровня, учитель-логопед, например, может предложить создать клуб "Коллекционеры мини-музейных экспозиций", такая форма работы еще больше расширит возможности для педагога. С помощью этого клуба коллекции будут существовать и постоянно пополняться новыми интересными предметами и экспонатами.
Также для получения наилучшего результата в коррекционной работе с детьми учителем-логопедом ведется тесное сотрудничество со всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения, как в выборе тем для образовательной деятельности, их планирование и проведение, так и в конечном итоге, обсуждение полученных совместным путем результатов.
Как же учитель-логопед будет применять музейное коллекционирование в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения? Образовательную деятельность с применением музейных коллекционных экспонатов необходимо выстраивать с учетом взаимосвязи разделов речевой работы, так как именно это создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения необходимых речевых умений и навыков. Для того, чтобы эти умения и навыки у детей закреплялись, в совместную работу необходимо включать беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, музейных экспонатов и составление по ним описательных рассказов, и т. д. Все это обеспечивает обогащение и активизацию словарного запаса, активирует работу смысловой и связной стороны речи.
Также деятельность педагога может вестись в традиционных методах – это интеграция образовательной деятельности, и в нетрадиционных – это всевозможные квесты, викторины, конкурсы, исследования, анализ информации из первоисточника, комментарии, "мозговой штурм", репортажи, интервью и т. д. В мини-музеях учитель-логопед в любой удобный момент может организовать совместные тематические вечера-посиделки, конкурсы загадок, виртуальные экскурсии и путешествия, могут отмечаться памятные даты, исторические события, связанные с музейной тематикой и коллекциями в них. Для этого педагог составляет цикл мероприятий, проводимых в музее, согласно календарно-тематическому плану. После проведения подобных мероприятий, ребятам можно предложить выполнить небольшое задание, которое в последствии также перерастет в выставку работ детского творчества. Творческим заданием могут быть рисунки, фотоотчет, составленные детские рассказы, поделки, книжки и многое другое, и все это также может стать достоянием мини-музея и коллекцией группы.
Выставки собранных коллекций в мини-музеях несомненно способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя различные части речи, начинают пользоваться словообразованием, подбирают необходимые слова в виде синонимов и антонимов, подбирают определение к словам, начинают понимать и использовать точное значение и смысл употребляемых слов. Большое количество предметов в музее служит наглядной опорой для составления описательных и творческих рассказов, сказок, загадок. Использование педагогом художественного слова во время образовательной деятельности в виде экскурсий, позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и формирует интонационную выразительность детской речи. Тренируя таким образом свою речевую активность, у детей, незаметно для них самих, начинает вырабатываться грамматически правильная и связная речь, т. е. дети постепенно достигают первоначальную задачу учителя-логопеда – это овладение эталонной речью, или другими профессиональными словами педагога – достижение полной коррекции.
Реализуя музейную деятельность и коллекционирование с воспитанниками в условиях дошкольного образовательного учреждения, им дается возможность стать интеллигентными людьми, с детства приобщенными к истории и культуре.
Мини-музей и тематическое коллекционирование может стать неотъемлемой частью развивающейся предметно-пространственной среды детского сада и группы в частности, и показать свою огромную значимость в коррекционно-педагогической деятельности.
Статью подготовила:
Учитель-логопед : Архиреева Е. А.
МБУ д/с № 90 "Золотое зернышко"
г. о. Тольятти