Зайкина Жанна
«Мир комнатных растений». Конспект НОД в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;
Задачи:Образовательные: расширять представления детей о комнатных растениях.
Развивающие: развивать представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.
Планируемый результат работы:
Закрепление и расширение знаний у детей о комнатных растениях.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года на улице? (весна)
А кто скажет, какой месяц? (март)
Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте мы с вами вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей). А почему вы думаете, что растения (цветы) живые?
Дети: Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.
Воспитатель: Дети, послушайте одну историю. (Рассказ воспитателя с показом слайдов)
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы.
Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции,
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний, цветы самые красивые, -
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
Все мы любим цветы, и вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку.
Как вы думаете, чем полезны растения? (Ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?
Ребята, у нас в группе пропало 5 волшебных цветков, давайте найдем их.
Воспитатель: - Ну, ребята, начнем.
Вот вам 1 задание
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце. (комнатные растения)
Воспитатель: - Правильно, а для чего нужны человеку комнатные растения?
Дети:- Для очистки воздуха, красоты, уюта, здоровья.
Воспитатель: Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают.
2 задание
Опиши растения.
показываю карточки с растениями (фиалка, герань, фикус) а дети называют это растение и описывают его. Из каких частей состоит комнатное растение? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы) Условные обозначения
3 задание
Давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Игра с мячом "Назови ласково"стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелюшка, корень - корешок.
А теперь игра "Один-много"стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Цветки»
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают, И головкою кивают.
4 задание
Игра «Собери растение из частей».
В конверте мозайка растения, ребенок собирает эту мазайку и называет что за цветок (фиалка, фикус, герань)
5 задание
Игра «Что нужно растению для жизни и роста?».
В игровой форме дети учатся заботе о растительном мире:
Замечательные садоводы – ребята рассказывают, как поддерживать жизнь и красоту цветов.
Педагогический диалог:
- Что неотъемлемо для жизненного роста домашних зелёных друзей? (Тепло, световой баланс, влага, свежий воздух и заботливый уход.)
- Правильно! Растениям тепло – как солнце их сердца греет. Они дышат не только листьями: корни тоже участвуют в этом процессе. Свет для них - источник энергии, без него роста нет.
Воспитательная беседа:
- Давайте вспомним основы ухода за комнатными растениями?
Дети дружно отвечают: полив, почвенное рыхление и чистка листьев.
Почему важно рыхлить землю?
(Для лучшего водопоглощения и свободного развития корневой системы.)
Инструменты ухода:
- Чем мы пользуемся для рыхления? (Особенно аккуратно - палочками, чтобы не повредить корни. Ближе к стеблю – поверхностно, дальше – глубже.)
Поливные правила:
"Лейкой осторожно коснусь горшка, пусть вода струится мягко и равномерно. Цветы пьют по-разному: когда земля сухая на ощупь и светлеет - пора пить! Воду берём тёплую – из лейки с вчерашнего дня. "
Уход за листьями:
"Помним, что растения дышат через них. Фикусные листочки протираем влажной тряпочкой: на правую ладонь кладем салфетку, левой аккуратно держим лист и плавно очищаем от пыли.
Фиалки же бережём кистью – вода им не по нраву!"
Физкультминутка:
Бабочка порхала над цветком (медленный бег на носках, руки взмахивают вверх-вниз).
Присела, голову качает, сладкий нектар пробовала.
Крылья свои подняла и опустила – вот так!
И снова полетела дальше (медленный бег на носках, чтобы мир вокруг был ярче!"
5 рефлексия
Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) А что вам понравилось больше всего?
- Ребята, вы такие молодцы. Я думаю, дома вы тоже поделитесь знаниями с мамами.