Татьяна Агаркова
Мультипликация в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Обладая особыми возможностями, мультипликацию можно применить в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе знакомых дошкольникам мультфильмов. Если мультфильм не знаком, необходима предварительная работа. Накануне дети с воспитателем или родителями просматривают мультипликационный фильм или читают сказку, на основе которой, он был создан (подробного обсуждения и анализа не требуется). В развивающей деятельности педагог-психолог, используют сюжет (часть сюжета) одного или нескольких мультипликационных фильмов, подбирая к нему разнообразные игры и упражнения, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Конспекты занятий
- Мультипликация. Методические материалы
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Используя мультипликацию в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога мы можем решать следующие задачи:
• развитие и коррекция эмоциональной сферы;
• развитие познавательных процессов;
• развитие коммуникативных навыков;
• расширение представления у детей обличностной сфере человека;
• развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу, жесты, речь;
Важным условием при проведении коррекционно-развивающей деятельности с использованием мультипликации, является соблюдение требований к индивидуально-возрастным особенностям: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо сделать гимнастику для глаз.
– Что же включает в себя структура коррекционно-развивающего занятияс использованием мультфильмов?
Структура коррекционного занятия :
I. Организационный момент (ритуал-приветствия).
II. Работа по сюжету мультфильма.
• работа с экраном (мультимедийная презентация из частей одного мультфильма или нескольких, просмотр мультфильма)
• упражнения на развитие познавательных процессов,эмоциональной сферы;
• двигательная минутка (гимнастика для глаз);
• упражнение на развитие коммуникативных навыков;
• продуктивная деятельность;
III. Подведение итога (рефлексия, ритуал-прощания).
Выбор упражнений и техник будут зависеть от темы и цели занятия.
–Давайте познакомимся на примерах как можно использовать мультипликационные фильмы в коррекционно-развивающем занятии?
Рассмотрим этот вопрос, на примере занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Мультфильм, который мы используем, называется «Ничуть не страшно». «Союзмультфильм» 1981г. Продолжительность 9 минут.
Основные задачи занятия:
- взаимодействие с чувством страха через мультипликационный образ;
- коррекция ночных страхов, страхов темноты;
- развитие умения преодолевать чувство страха;
Сюжет мультфильма :Два брата идут ночью на поляну за цветами для мамы, им встречаются различные препятствия, которые для них устраивают «ночные страхи». Мальчики преодолевают, свои страхи и возвращаются домой.
Демонстрация отрывка мультфильма.
После просмотра этого отрывка, обсуждаем с детьми увиденное.
- Кто герои мультфильма?
- Чем занимаются страхи?
- Чего боитесь вы?
Затем предлагаю поиграть в игру «Маски». Дети из бумажных салфеток щипковыми движениями изготавливают маску страха.
Можно примерить изготовленную маску попугать друг друга.
Т. о. происходит чередование просмотра мультфильма, его обсуждения с психологической игрой или упражнением.
Ещё один отрывок из этого же мультфильма.
- Демонстрация отрывка мультфильма.
Сейчас вы просмотрели более продолжительный отрывок. Можно работать с ним целиком, можно делать стоп-кадр на каждом из препятствий: калитка, мост, крапива.
Обязательно подробное обсуждение:
- Что чувствовали мальчики?
- Как страхи пугали их?
- Сколько раз пугали?
- Преодолели ли братья свой страх?
- Можно ли их назвать смелыми? И т. д.
Затем можно провести подвижную игру, драматизацию отрывка, упражнение на снятие тревожности и психического напряжения. Выбор за вами, он вытекает из задач, которые мы ставим в занятии.
Как мы видим, мультфильмы обладают богатыми психолого-педагогическими возможностями. На примере этого мультфильма, у дошкольников возникает желание преодолеть свой страх, желание чувствовать себя сильным.
Мультфильмы могут служить инструментом помощи детям в тех или иных непростых жизненных ситуациях (переезд на новое место жительства, развод родителей, потеря или гибель домашнего питомца и т. д.)Через мультфильмы ребенок усваивает новые модели поведения, новые способы действий, получает поддержку от любимых персонажей.
- Какие же ещё мультипликационные фильмы мы можем использовать коррекционной работе?
1. «Самая страшная история»
2. «Крошка Енот»
3. «Он попался!» коррекция страхов
4. «У страха глаза велики»
5. «Козлик и его горе»
6. «Горе не беда» как преодолеть горе, несчастье
7. «Подарок для самого слабого» о помощи и защите слабого
8. «Беги ручеёк» о чувстве радости
9. «Ореховый прутик»
10. «Храбрый оленёнок» и т. д. о находчивости, смекалке, храбрости