ольга дроботенко
Мастер-класс для воспитателей «Мультипликация, как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
Цель: Повышение речевой активности у детей 4-7лет посредством мультипликации.
Задачи:
- подобрать речевой, методический и лексический материал по темам перспективного планирования в соответствии с возрастными особенностями развития детей;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Мультипликация, как средство развития связной речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- создать совместно с детьми мультфильм по теме «Сказки»;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Оборудование: компьютер, компьютерная программа InShot, Stop Motion Studio, фотоаппарат.
Педагоги овладевшие знаниями в области лексического развития дошкольников с помощью мультипликации.
Вступительная часть:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Следовательно, для стимулирования речевой активности детей требуются дополнительные средства и методы.
В век информационного прогресса компьютерные технологии предоставляют
нам такой универсальный и многогранный инструмент, как мультипликация,
позволяющий стимулировать речевую активность ребенка, раскрыть творческие способности, помочь ему преодолеть страхи и приобрести уверенность в собственных силах, успешно социализироваться в окружающем мире.
Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.
В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой
деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Кроме того, создание собственного мультфильма – это увлекательная игра, позволяющая решать задачи в соответствии с ФГОС ДО:
– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
– познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у детей устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение детьми проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);
– художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, сопереживание персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления
персонажей и декораций мультфильма);
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия
дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и
саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– физического развитие (развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных
координаций).
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-
исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Таким образом мультипликация выступает действительно универсальным и
всеобъемлющим средством как для повышения речевой активности, так и для
развития личности ребенка в целом.
С чего же следует начинать работу по мультипликации?
Методика обучения мультипликации представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создания мультфильмов. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания с их помощью мультфильмов. В современном мире снять мультфильм можно используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным. О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:
- рисованная анимация;
- кукольная анимация;
- пластилиновая анимация;
- песочная анимация;
- рисунок на сыпучей поверхности ( используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т. д.)
- техники прикладного творчества;
- техника стоп - моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома и до самих юных аниматоров)
Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма.
Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма, это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а
может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах.
Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Так же в ходе обсуждения разбираются моменты связанные с фоном на котором, будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможно и замена его по сюжету все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.
Третий этап, один из самых важных и интересных, в нем юные аниматоры создают или подбирают персонажей и декорации, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. На данном этапе детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции конечного результата.
Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.
Мульт - студия в детском саду это отличное решения дополнительных занятий образовательной деятельности, который будет полезен для всех детей и педагогов. И пусть, в настоящее время использование технических средств, в дошкольных образовательных учреждениях, вызывает некоторые трудности, мультипликацию стоит использовать в образовательной деятельности с детьми, помимо других средств, используемых воспитателем.
Пример сценария (конспекта) НОД «Познавательное развитие»
Знакомство с мультипликацией, оборудованием студии и программным обеспечением.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательно – творческий.
Цель: Повышение речевой активности у детей 4-7лет посредством мультипликации.
Задачи:
1. формировать представления о создании мультипликационных фильмов;
2. развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия;
3. тренировать внимание, память и учить публично, выражать свое мнение.
Дети и педагог садятся в круг.
Педагог: Сегодня такой чудесный день. У меня сегодня хорошее настроение, я хочу поделиться им с вами.
Организационный момент:
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста)
Педагог: Скажите, пожалуйста, вам нравится смотреть мультфильмы?
Почему? Какой мультфильм у вас самый любимый? Где создаются мультфильмы? Ребята, а вы знаете, как создаются мультфильмы? А как нам это узнать?
Возможные ответы детей: Посмотреть в интернете, прочитать в книге, узнать в мультипликационной студии.
Педагог: ( знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)
Просмотр презентации: «Волшебники мультипликации»
Беседы: «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы» (рисованные, пластилиновый, кукольный). Для сравнения дети посмотрели разные мультфильмы.
Педагог: «Путешествие в прошлое – детство родителей» (дети узнали, что альтернативой мультфильмам были диафильмы, просмотрели несколько диафильмов).
Погружение в сказку. (Чтение и пересказ сказки.)
Педагог рассказывает заранее приготовленную сказку «Теремок» и показывает при этом иллюстрации.
Педагог: О чем была сказка? Какие в ней были герои? Кто пришёл первым к теремку? А кто был вторым? И т. д. Вам понравилась сказка? А чем закончилась сказка? А давайте по ней снимем мультфильм?
Дети отвечают.
Педагог: Инсценирование сказки и дети по цепочке (по одному предложению) рассказывают сказку по ролям.
Педагог предлагает поиграть. (Игра имитация по сказке «Теремок» с использованием физических упражнений).
Педагог: А теперь давайте сделаем декорации к нашему мультфильму.
Педагог и дети садятся за столы и аккуратно делают фон/декорации для мультфильма.
Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования. (Мы изготавливали героев из пластилина, подобрали фоновую декарацию для каждого сюжета)
Педагог: Ребята чем мы сегодня с вами занимались? О чем мы с вами говорили? А о чем была наша сказка/наш сценарий?
Педагог: Посмотрите это план — подсказка, что и где должно располагаться (педагог показывает данный кадр на раскадровке). Дети проговаривают, что где располагается (справа, слева, сзади, спереди и т. д.) и расставляют фигуры/раскладывают рисунки.
Далее педагог показывает, как делаются кадры и как надо двигать фигуры/рисунки. Вместе с детьми делает несколько кадров (от 10 до 30). В конце вместе просматривают, как двигаются персонажи.
Раскадровка (разложили мультфильм по кадрам, здесь дети работали самостоятельно и с удовольствием отстаивали свои мнения по размещению того или иного кадра. Обыгрывали каждый кадр (интересно было наблюдать со стороны).
Педагог: Ребята давайте с вами сыграем в игру «Назови ласково». Передавая по очереди, друг другу мяч мы будем вспоминать по одному вежливому слову.
Дети передают мяч и называют слова (мяч проходит 2-3 круга).
Съемка и монтаж мультфильма осуществлялись с помощью фотоаппарата и компьютера. При съемке мы использовали технику перекладки. Озвучивание происходило с помощью педагога с использованием ИКТ.
Заключительный этап.
Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы мы получили результат в форме законченного мультфильма. Монтаж мультфильма производится педагогом без участия детей.
Работа на занятиях по развитию речи ведется по следующим направлениям:
- во первых пересказ сказки (монологическая речь, работа по ролям (диалогическая речь)
- для развития лексико-грамматического строя и связной речи используются следующие игры и упражнения:
1. Игра «Назови ласково»;
2. «Отгадай и покажи»;
3. Игра «Один — много»;
4. «Слова наоборот»;
5. «Подбери родственные слова»;
6. «Придумай слова-друзья» (синонимы);
7. «Закончи предложение» и др.
- эффективен такой прием, как «стоп кадр» : в какой-то момент показ мультфильма приостанавливался и детям предлагалось предвосхитить дальнейшие события или придумать свое окончание сказки.
Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала : развивается творческое мышление, внимательность, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость; формируется уважительное отношение к коллективному труду. В результате проектной деятельности дети познакомились с историей возникновения и развития мультипликации; расширился словарный запас; развились навыки связной монологической и диалогической речи.
Спасибо за внимание!
Лист наблюдения за детьми в ходе НОД.
№ ФИО Желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми с помощью речи. Ребенок эмоционально вовлечен при взаимодействии со взрослыми. Наличие устойчивого интереса к решению познавательных задач. Наличие познавательных вопросов и желание решать проблемную ситуацию поставленную взрослым.
3 балла – у ребенка наблюдается устойчивый интерес к взаимодействию со сверстниками и (или) взрослыми/присутствует интерес к решению познавательных задач/ребенок часто задает вопросы и сам активно вовлечен в НОД (высокий уровень).
2 балла – периодически у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками/интерес частичный или появляется время от времени/ребенок принимает пассивную роль в ходе НОД (средний уровень).
1 балл – ребенка можно заинтересовать в определенных видах деятельности/взаимодействие «формальное»/ребенок принимает пассивную роль (уровень ниже среднего).
0 баллов – ребенок отказывается участвовать в деятельности/помощь взрослого не принимает (низкий уровень).
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е. ; Веракса А. Н. – Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 -112с.
2. Виноградова Н. А. ; Панкова Е. П. - Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Айрис-пресс, 2008. -208с.
3. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ», 2004. -336с.
4. Тимофеева Л. Л. - Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – Санкт-Петербург: Детство – Пресс,2011.- 80с.
5. Зубкова С. А. ; Степанова С. В. – Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013 - № 5.
6. Шорохова О. А. – Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М. ; ТЦ Сфера, 2009.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. ; 2013.