Приложение МААМ

«Следопыты. Счет в пределах 10. Условная мерка». Конспект НОД по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Алла Михайлова
«Следопыты. Счет в пределах 10. Условная мерка». Конспект НОД по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №142 «УМКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАРИУПОЛЬ» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по

развитию элементарных математических представлений

Тема: «Следопыты»

для детей старшего дошкольного возраста

Михайлова Алла Васильевна

Воспитатель

Мариуполь 2024 г.

Занятие в старшей группе по РЭМП.

Тема: «Следопыты»

Тип деятельности: интегрированная организованная образовательная деятельность.

Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

Интегрируемые образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательно-исследовательское развитие;

• речевое развитие;

• физическое развитие.

Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

Задачи:

Образовательные:

-обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

-систематизировать знания детей: в навыках счета в пределах 10, составления числового ряда, прямого и обратного счета; в понимании отношения рядом стоящих чисел;

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- закрепить умение пользоваться условной меркой;

Развивающие:

-обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

-поддерживать интерес к получению новой информации, привлекая детей к беседе о незнакомых научных фактах из истории математических измерений;

-обеспечить развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

-обеспечить развитие игровой деятельности;

- развивать глазомер;

Воспитательные:

-создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;

-вызвать желание помочь друг другу;

-порадоваться вместе с детьми;

-подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

Словарная работа: закрепить названия объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, призма, пирамида, шар, куб; познакомить с разными мерками, используемых в старину и современных: пядь, локоть, сажень, метр.

Предварительная работа: выучить слова приветствия «Доброе утро!»; слова «Песни про следы невиданных зверей" Автор музыки -В. Богатырев Автор слов - В. Жук;

1

Предшествующая работа: игры- головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», математический планшет «Геометрик»; чтение рассказов В. Бианки «По следам»; просмотр мультфильма «Следы невиданных зверей» из мультсериала «Маша и Медведь»

Оборудование: Доска магнитная, ноутбук, столы, фонарик.

Демонстрационный материал: демонстрационные листы с изображением следов,теней; объемные геометрические фигуры; условные мерки: ленточка, веревочка, полоска картона; точные мерки – линейка, рулетка; мел.

Раздаточный материал: головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо», математический планшет «Геометрик», набор цифр 1-10 по количеству детей, математические знаки «<» «>», плоскостные изображения объемных геометрических фигур, рабочие листы с заданием «Прямой и обратный счет».

Ход ОД:

I. Вводная часть:

(Дети входят в группу и строятся в шеренгу.)

1. Приветствие «Доброе утро!»

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Мотивация «Следопыты».

Воспитатель: - Ребята, все ли собрались на занятие?

Дети: - Все.

Воспитатель:

- А чьи это следы? (обращаю внимание детей на следы, оставленные кем-то на ковре).

Дети высказывают свои предположения: - Следы зверей.

Воспитатель:- Ребята, давайте попробуем вместе разгадать эту загадку?

2

Предлагаю вам стать следопытами. Вы знаете кто такие следопыты?

Дети: - Охотник, выслеживающий зверя по следам. Тот, кто ищет, выслеживает кого-либо.

Воспитатель:

- Всё знать, испытать и изведать

На запах, на вкус и на вид:

Такой мы народ-непоседа!

Такой мы народ-следопыт!

Шагать по звериному следу,

Взрывать непокорный гранит:

Такой мы народ-непоседа!

Такой мы народ-следопыт!

Воспитатель:- Вы готовы, ребята?

Дети:- Да.

Воспитатель:- Тогда – за дело!

II. Основная часть:

1. Загадки.

Дети находят конверты, на которых изображены такие же следы. Вскрывают конверт, находят там геометрические фигуры.

Читаю надпись на конвертах:

- Я весёлая лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я бедняжка так вертелась,

Что на части разлетелась.

Три сороки возле пня

Стали складывать меня.

Между ними вспыхнул спор.

Получился мухомор!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

- Я весёлый ловкий заяц,

Ничего я не боюсь!

Но вчера упал я с кочки,

Развалился на кусочки.

3

Собирал меня енот -

Получился пароход!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

Воспитатель:

- Ребята, очень жалко лису и зайца, пойдем к своим столикам и сложим их из геометрических фигур.

2. Практическое упражнение «Сложи образы»

Дети делятся на группы. Одна группа детей складывает зайца и лису из геометрических фигур головоломки «Танграм», другая - из геометрических фигур головоломки «Колумбово яйцо», третья – выкладывает из резиночек на математическом планшете «Геометрик» домики для лисы и зайца.

Воспитатель:

- Итак, ребята, теперь мы знаем чьи это следы. А почему они оказались здесь?

Дети высказывают свои предположения:

- Видимо, зайчик убегал от лисы и решил здесь спрятаться?

Воспитатель:

- Давайте продолжим наше расследование? (дети садятся на стулья, расставленные полукругом на ковре).

3. Практическое упражнение «Счет и сравнение»

Воспитатель:- Пробежал заяц и оставил следы (раскладываю следы на магнитной доске)

Воспитатель:- Пробежала лиса и оставила свои следы (раскладываю следы на магнитной доске)

Воспитатель:- Ребята, можно ли узнать чьих следов больше, не считая их?

Дети: - Поставить рядом.

Воспитатель:

- Правильно, это можно сделать путем приложения (приглашаю к доске 1 ребенка)

Воспитатель:- Пожалуйста, подойди к доске и разложи следы в два ряда, один к одному.

Делаем вывод: заячьих следов не хватило, значит их меньше.

Воспитатель:- А теперь, давайте посчитаем сколько следов оставил заяц?

Дети: - Заяц оставил 9 следов

4

Воспитатель:- Сколько следов оставила лиса?

Дети: лиса оставила 10 следов.

Воспитатель: - Кто ещё так думает?

Воспитатель:- Кто больше следов оставил лиса или заяц?

Дети: - Лиса оставила больше следов чем заяц.

Воспитатель: - Кто меньше оставил следов заяц или лиса?

Дети: - Заяц оставил меньше следов чем лиса

Воспитатель: - На сколько меньше следов оставил заяц чем лиса?

Дети: - Заяц оставил следов меньше на один чем лиса.

Воспитатель: - На сколько больше оставила следов лиса чем заяц?

Дети: - Лиса оставила на один больше следов, чем заяц.

Воспитатель:- Что больше 9 или 10?

Дети:: 10 больше чем 9.

Воспитатель: - На сколько?

Дети: - На 1.

- Что меньше 9 или 10?

Дети: - 9 меньше чем 10.

Воспитатель:- На сколько?

Дети: на 1.

Воспитатель: - Давайте запишем это с помощью цифр и знаков «<» «>»(вызываю 1 ребенка к доске)

Воспитатель: - Как вы думаете, догонит ли зайца лиса? (намеренно раскладываю на доске следы, направленные в разные стороны: заячьи следы ведут влево, а лисьи-вправо). Почему?

Дети: - Лиса и заяц бегут в разные стороны.

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.

4. Игровая ситуация на логическое мышление

Воспитатель:- А как вы думаете, ребята, кто из зверей хитрее – лиса или заяц? (хитрой называют лису, но и заяц может перехитрить лису, запутав свои следы).

Воспитатель:- Попробуем и мы перехитрить лису? (предлагаю детям выполнить задание на рабочих листах: запутать заячьи следы).

5. Практическое упражнение «Запутаем заячьи следы»

Воспитатель:- На листе бумаги А-4 нарисованы кружочки, некоторые из них пронумерованы. Вверху над группой кружочков изображена стрелка с направлением движения следов зайца. Задание: в зависимости от направления стрелки, проставьте цифры в пустых кружочках, начиная отсчет от кружочка с цифрой (счет прямой и обратный).

Воспитатель:- Зайчику помогли, теперь можно и отдохнуть.

5

Физминутка «Следы невиданных зверей» (включаю музыку)

Зверя по следам любого

Узнавать умею я.

И жирафа, и корову…

И жука, и воробья…

Чьи-то следы петляют

Около лесных дорог.

Это по лесу гуляют

Нособраз и дикорог…

Нет! Не то… Постойте… Что-то…

Не другой ли зверь ходил?

А! Это след от крокомота!

Или это – бигидил?

Нет! Конечно, да! Конечно.

Будь уверен, не гадай.

По поляне ходит снежной

Попукан и пелигай

Зверя по следам любого

Узнавать умею я

И жукофа, и ворову…

И, конечно, коробья

6. Вопросы к детям.

Воспитатель:- Ребята, а какие еще бывают следы? Кто или что может оставлять следы?

Дети: следы от лап животных и птиц, следы от обуви, следы от колес машин…

Предлагаю детям рассмотреть картинки с изображением разных следов и отгадать где чьи следы.

7. Исследовательская деятельность.

Обращаю внимание детей на изображение проекций объемных геометрических фигур:

- Какие геометрические фигуры оставили свои следы на бумаге?

Предлагаю детям провести исследовательскую работу: с помощью фонарика

рассмотреть тень цилиндра (конуса, пирамиды, призмы, шара, куба, падающую на доску и сравнить ее с графическим изображением фигуры.

Воспитатель: - А теперь, давайте, посмотрим какие следы можем оставлять мы.

Задание: сравнить длину шагов 2 детей. Дети делают шаг, воспитатель обводит их ступни мелом.

6

Воспитатель: - Можно ли в данном случае определить на глаз, чей шаг длиннее? (короче)

Дети:- Нет.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Нарисованные следы невозможно наложить друг на друга.

8. Информация воспитателя.

Рассказываю детям о разных мерках, используемых в старину и современных, показывая инструменты измерения:

- В старину об умном человеке говорили: «Семи пядей во лбу». Пядь – это расстояние от большого до указательного пальца. Ткань измеряли локтями, наматывая ее на локоть. А в известном вам мультфильме удава измеряли еще более странным способом. Как?

Дети: - В мартышках, слонах, попугаях.

Воспитатель:- Самая большая мера длины – сажень, она была равна широкому шагу. Как вы думаете, одинаковой ли была эта единица измерения? Почему?

Дети: - Длина шага у разных людей была не одинаковой.

Воспитатель:- Вот из-за этой неопределенности люди перешли на метрическую систему измерения длины, единую для всех – метр. Но мы с вами еще не умеем пользоваться специальными приборами. Так как же нам измерить и сравнить ширину шагов?

Дети: - С помощью условной мерки.

Воспитатель: - Условной мерой служит лента.

- Как узнать, сколько раз поместится лента между ступнями Максима? Дети: - Надо приложить ленту к началу шага.

Воспитатель: - Сколько раз поместилась лента между ступнями Максима? Дети: - Лента поместилась между ступнями Максима 3 раза.

Вызываю ещё 1 ребенка измерять длину шага, уточняем правильность ответа.

Воспитатель: - А теперь надо померить длину шага Димы. (Вызываю ребёнка измерять).

Воспитатель: - Сколько раз поместилась лента между ступнями Димы? Дети: - Лента поместилась два раза.

Вызываю ещё 1 ребенка измерять длину шага, уточняем правильность ответа.

Воспитатель:- Чей шаг шире?

Дети: - Шаг Максима шире, чем шаг Димы

Воспитатель:- С помощью чего мы это узнали?

Дети: - Мы это узнали с помощью условной меры.

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.

7

III. Заключительная часть:

Воспитатель:- Ребята, а ведь следы можно оставлять не только на песке или снегу. Есть такое выражение: «Оставить свой след в истории». Как вы думаете, что оно означает? (ответы: люди, которые сделали какое-то открытие; создали то, что приносит пользу людям; это ученые, художники, писатели) Кого из известных людей вы знаете?

Воспитатель:- Ребята, вам понравилось быть следопытами? Какие расследования мы проводили? Какое задание оказалось самым трудным? А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями?

Дети: - Потому, что мы дружно работали

Воспитатель: - Недаром говорят: «Одна голова – хорошо, а две – лучше!».

- Я желаю вам, ребята, расти умными и здоровыми, добиваться успеха и оставить свой след в истории.

Публикации по теме:

«Юные следопыты». Фотоотчёт о проведении занятия с детьми старшего дошкольного возраста«Юные следопыты». Фотоотчёт о проведении занятия с детьми старшего дошкольного возраста Заснеженные леса и поля лишь на первый взгляд выглядят безмолвными и застывшими. Однако достаточно беглого взгляда на следы зверей и птиц,.

Дидактическое пособие «Весёлый счет» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Весёлый счет» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Весёлый счет" мы изготовили совместно с родителями для закрепления знаний детей о цифрах, формирования умения соотносить.

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес. Счет в пределах 10»Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес. Счет в пределах 10» Конспект ОД по познавательному развитию, формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Следопыты. Счет в пределах 10. Условная мерка». Конспект НОД по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 марта 2025 в 22:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Следопыты. Счет в пределах 10. Условная мерка». Конспект НОД по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Михайлова (УИ 583830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД