Алла Михайлова
«Следопыты. Счет в пределах 10. Условная мерка». Конспект НОД по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №142 «УМКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАРИУПОЛЬ» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по
развитию элементарных математических представлений
Тема: «Следопыты»
для детей старшего дошкольного возраста
Михайлова Алла Васильевна
Воспитатель
Мариуполь 2024 г.
Занятие в старшей группе по РЭМП.
Тема: «Следопыты»
Тип деятельности: интегрированная организованная образовательная деятельность.
Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.
Интегрируемые образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательно-исследовательское развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)
Задачи:
Образовательные:
-обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;
-систематизировать знания детей: в навыках счета в пределах 10, составления числового ряда, прямого и обратного счета; в понимании отношения рядом стоящих чисел;
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- закрепить умение пользоваться условной меркой;
Развивающие:
-обеспечить развитие образного восприятия и воображения;
-поддерживать интерес к получению новой информации, привлекая детей к беседе о незнакомых научных фактах из истории математических измерений;
-обеспечить развитие свободного общения со взрослым и сверстником;
-обеспечить развитие игровой деятельности;
- развивать глазомер;
Воспитательные:
-создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;
-вызвать желание помочь друг другу;
-порадоваться вместе с детьми;
-подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»
Словарная работа: закрепить названия объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, призма, пирамида, шар, куб; познакомить с разными мерками, используемых в старину и современных: пядь, локоть, сажень, метр.
Предварительная работа: выучить слова приветствия «Доброе утро!»; слова «Песни про следы невиданных зверей" Автор музыки -В. Богатырев Автор слов - В. Жук;
1
Предшествующая работа: игры- головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», математический планшет «Геометрик»; чтение рассказов В. Бианки «По следам»; просмотр мультфильма «Следы невиданных зверей» из мультсериала «Маша и Медведь»
Оборудование: Доска магнитная, ноутбук, столы, фонарик.
Демонстрационный материал: демонстрационные листы с изображением следов,теней; объемные геометрические фигуры; условные мерки: ленточка, веревочка, полоска картона; точные мерки – линейка, рулетка; мел.
Раздаточный материал: головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо», математический планшет «Геометрик», набор цифр 1-10 по количеству детей, математические знаки «<» «>», плоскостные изображения объемных геометрических фигур, рабочие листы с заданием «Прямой и обратный счет».
Ход ОД:
I. Вводная часть:
(Дети входят в группу и строятся в шеренгу.)
1. Приветствие «Доброе утро!»
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
2. Мотивация «Следопыты».
Воспитатель: - Ребята, все ли собрались на занятие?
Дети: - Все.
Воспитатель:
- А чьи это следы? (обращаю внимание детей на следы, оставленные кем-то на ковре).
Дети высказывают свои предположения: - Следы зверей.
Воспитатель:- Ребята, давайте попробуем вместе разгадать эту загадку?
2
Предлагаю вам стать следопытами. Вы знаете кто такие следопыты?
Дети: - Охотник, выслеживающий зверя по следам. Тот, кто ищет, выслеживает кого-либо.
Воспитатель:
- Всё знать, испытать и изведать
На запах, на вкус и на вид:
Такой мы народ-непоседа!
Такой мы народ-следопыт!
Шагать по звериному следу,
Взрывать непокорный гранит:
Такой мы народ-непоседа!
Такой мы народ-следопыт!
Воспитатель:- Вы готовы, ребята?
Дети:- Да.
Воспитатель:- Тогда – за дело!
II. Основная часть:
1. Загадки.
Дети находят конверты, на которых изображены такие же следы. Вскрывают конверт, находят там геометрические фигуры.
Читаю надпись на конвертах:
- Я весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка так вертелась,
Что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор.
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
- Я весёлый ловкий заяц,
Ничего я не боюсь!
Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
3
Собирал меня енот -
Получился пароход!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Воспитатель:
- Ребята, очень жалко лису и зайца, пойдем к своим столикам и сложим их из геометрических фигур.
2. Практическое упражнение «Сложи образы»
Дети делятся на группы. Одна группа детей складывает зайца и лису из геометрических фигур головоломки «Танграм», другая - из геометрических фигур головоломки «Колумбово яйцо», третья – выкладывает из резиночек на математическом планшете «Геометрик» домики для лисы и зайца.
Воспитатель:
- Итак, ребята, теперь мы знаем чьи это следы. А почему они оказались здесь?
Дети высказывают свои предположения:
- Видимо, зайчик убегал от лисы и решил здесь спрятаться?
Воспитатель:
- Давайте продолжим наше расследование? (дети садятся на стулья, расставленные полукругом на ковре).
3. Практическое упражнение «Счет и сравнение»
Воспитатель:- Пробежал заяц и оставил следы (раскладываю следы на магнитной доске)
Воспитатель:- Пробежала лиса и оставила свои следы (раскладываю следы на магнитной доске)
Воспитатель:- Ребята, можно ли узнать чьих следов больше, не считая их?
Дети: - Поставить рядом.
Воспитатель:
- Правильно, это можно сделать путем приложения (приглашаю к доске 1 ребенка)
Воспитатель:- Пожалуйста, подойди к доске и разложи следы в два ряда, один к одному.
Делаем вывод: заячьих следов не хватило, значит их меньше.
Воспитатель:- А теперь, давайте посчитаем сколько следов оставил заяц?
Дети: - Заяц оставил 9 следов
4
Воспитатель:- Сколько следов оставила лиса?
Дети: лиса оставила 10 следов.
Воспитатель: - Кто ещё так думает?
Воспитатель:- Кто больше следов оставил лиса или заяц?
Дети: - Лиса оставила больше следов чем заяц.
Воспитатель: - Кто меньше оставил следов заяц или лиса?
Дети: - Заяц оставил меньше следов чем лиса
Воспитатель: - На сколько меньше следов оставил заяц чем лиса?
Дети: - Заяц оставил следов меньше на один чем лиса.
Воспитатель: - На сколько больше оставила следов лиса чем заяц?
Дети: - Лиса оставила на один больше следов, чем заяц.
Воспитатель:- Что больше 9 или 10?
Дети:: 10 больше чем 9.
Воспитатель: - На сколько?
Дети: - На 1.
- Что меньше 9 или 10?
Дети: - 9 меньше чем 10.
Воспитатель:- На сколько?
Дети: на 1.
Воспитатель: - Давайте запишем это с помощью цифр и знаков «<» «>»(вызываю 1 ребенка к доске)
Воспитатель: - Как вы думаете, догонит ли зайца лиса? (намеренно раскладываю на доске следы, направленные в разные стороны: заячьи следы ведут влево, а лисьи-вправо). Почему?
Дети: - Лиса и заяц бегут в разные стороны.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.
4. Игровая ситуация на логическое мышление
Воспитатель:- А как вы думаете, ребята, кто из зверей хитрее – лиса или заяц? (хитрой называют лису, но и заяц может перехитрить лису, запутав свои следы).
Воспитатель:- Попробуем и мы перехитрить лису? (предлагаю детям выполнить задание на рабочих листах: запутать заячьи следы).
5. Практическое упражнение «Запутаем заячьи следы»
Воспитатель:- На листе бумаги А-4 нарисованы кружочки, некоторые из них пронумерованы. Вверху над группой кружочков изображена стрелка с направлением движения следов зайца. Задание: в зависимости от направления стрелки, проставьте цифры в пустых кружочках, начиная отсчет от кружочка с цифрой (счет прямой и обратный).
Воспитатель:- Зайчику помогли, теперь можно и отдохнуть.
5
Физминутка «Следы невиданных зверей» (включаю музыку)
Зверя по следам любого
Узнавать умею я.
И жирафа, и корову…
И жука, и воробья…
Чьи-то следы петляют
Около лесных дорог.
Это по лесу гуляют
Нособраз и дикорог…
Нет! Не то… Постойте… Что-то…
Не другой ли зверь ходил?
А! Это след от крокомота!
Или это – бигидил?
Нет! Конечно, да! Конечно.
Будь уверен, не гадай.
По поляне ходит снежной
Попукан и пелигай
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И жукофа, и ворову…
И, конечно, коробья
6. Вопросы к детям.
Воспитатель:- Ребята, а какие еще бывают следы? Кто или что может оставлять следы?
Дети: следы от лап животных и птиц, следы от обуви, следы от колес машин…
Предлагаю детям рассмотреть картинки с изображением разных следов и отгадать где чьи следы.
7. Исследовательская деятельность.
Обращаю внимание детей на изображение проекций объемных геометрических фигур:
- Какие геометрические фигуры оставили свои следы на бумаге?
Предлагаю детям провести исследовательскую работу: с помощью фонарика
рассмотреть тень цилиндра (конуса, пирамиды, призмы, шара, куба, падающую на доску и сравнить ее с графическим изображением фигуры.
Воспитатель: - А теперь, давайте, посмотрим какие следы можем оставлять мы.
Задание: сравнить длину шагов 2 детей. Дети делают шаг, воспитатель обводит их ступни мелом.
6
Воспитатель: - Можно ли в данном случае определить на глаз, чей шаг длиннее? (короче)
Дети:- Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Нарисованные следы невозможно наложить друг на друга.
8. Информация воспитателя.
Рассказываю детям о разных мерках, используемых в старину и современных, показывая инструменты измерения:
- В старину об умном человеке говорили: «Семи пядей во лбу». Пядь – это расстояние от большого до указательного пальца. Ткань измеряли локтями, наматывая ее на локоть. А в известном вам мультфильме удава измеряли еще более странным способом. Как?
Дети: - В мартышках, слонах, попугаях.
Воспитатель:- Самая большая мера длины – сажень, она была равна широкому шагу. Как вы думаете, одинаковой ли была эта единица измерения? Почему?
Дети: - Длина шага у разных людей была не одинаковой.
Воспитатель:- Вот из-за этой неопределенности люди перешли на метрическую систему измерения длины, единую для всех – метр. Но мы с вами еще не умеем пользоваться специальными приборами. Так как же нам измерить и сравнить ширину шагов?
Дети: - С помощью условной мерки.
Воспитатель: - Условной мерой служит лента.
- Как узнать, сколько раз поместится лента между ступнями Максима? Дети: - Надо приложить ленту к началу шага.
Воспитатель: - Сколько раз поместилась лента между ступнями Максима? Дети: - Лента поместилась между ступнями Максима 3 раза.
Вызываю ещё 1 ребенка измерять длину шага, уточняем правильность ответа.
Воспитатель: - А теперь надо померить длину шага Димы. (Вызываю ребёнка измерять).
Воспитатель: - Сколько раз поместилась лента между ступнями Димы? Дети: - Лента поместилась два раза.
Вызываю ещё 1 ребенка измерять длину шага, уточняем правильность ответа.
Воспитатель:- Чей шаг шире?
Дети: - Шаг Максима шире, чем шаг Димы
Воспитатель:- С помощью чего мы это узнали?
Дети: - Мы это узнали с помощью условной меры.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.
7
III. Заключительная часть:
Воспитатель:- Ребята, а ведь следы можно оставлять не только на песке или снегу. Есть такое выражение: «Оставить свой след в истории». Как вы думаете, что оно означает? (ответы: люди, которые сделали какое-то открытие; создали то, что приносит пользу людям; это ученые, художники, писатели) Кого из известных людей вы знаете?
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось быть следопытами? Какие расследования мы проводили? Какое задание оказалось самым трудным? А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями?
Дети: - Потому, что мы дружно работали
Воспитатель: - Недаром говорят: «Одна голова – хорошо, а две – лучше!».
- Я желаю вам, ребята, расти умными и здоровыми, добиваться успеха и оставить свой след в истории.