Юлия Каирова
Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми.
Многие исследования показывают, что от степени сформированности коммуникативной компетентности дошкольников зависит психическое здоровье ребенка. Также это оказывает влияние практически на все аспекты деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Именно от сформированности коммуникативной компетентности, в первую очередь, зависит соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального образования. Коммуникация – это наиважнейшее направление в социальном и личностном развитии любого ребенка.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, опыт работы специалистов, психологов в качестве средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников, мною была выбрана мульттерапия.
Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов.
Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиваться, учит общаться со сверстниками и со взрослыми. Этот инновационный метод основан на совместной работе детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм.
Изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников позволило нам выявить противоречия:
- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативной компетентности;
- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников и недостаточной изученностью условий формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии.
Цель работы:
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.
Задачи:
• Социализация ребенка.
• Развитие компонентов коммуникативной компетентности.
• Формирование представлений об анимации и мультипликации.
• Обучение навыкам мультипликации.
Для проверки эффективности формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии на базе МБДОУ детский сад №8 города Холмска было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие дошкольники двух подготовительных групп в возрасте 6-7 лет в количестве 20 и 22 дошкольника.
На констатирующем этапе эксперимента нами был определен уровень сформированности компетентности дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Были использованы методики: Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей М. И. Лисиной, Методика «Изучение уровня речевой коммуникации» (М. А. Поваляева, Методика выявления коммуникативнойкомпетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной, «Два домика» – вариант методики, предложенный Я. Л. Коломинским, Методика «Рукавички», автор Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 64% дошкольников экспериментальной группы и 35,7% контрольной группы имеют низкий уровень коммуникативной компетентности.
На формирующем этапе эксперимента мы провели работу по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Был разработан комплекс занятий мульттерапии.
Этапы создания мультфильма :
• 1. Продумывание замысла мультфильма
• 2. Составление сценария. Создание эскизов персонажей.
• 3. Создание раскадровки.
• 4. Подготовка фона и персонажей.
• 5. Съемка.
• 6 Озвучивание. Выбор музыки.
• 7. Монтаж.
• 8. Титры.
9. Просмотр уже готового мультфильма, обобщение результатов.
Результаты контрольного исследования показали, что высокий уровень коммуникативной компетентности показали 1 дошкольник контрольной группы, что составляет 7,1% и 6 дошкольников экспериментальной группы – 42,9%. Как видим, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности, дошкольники знакомы с нормами и правилами общения, способны предвидеть поведение другого человека, умеют решать различные проблемы, возникающие между людьми; дети проявляют эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, у детей сформирована способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнера; у детей сформированы коммуникативные умения, умение устанавливать контакт общения; дети способны к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативны в общении.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель достигнута. Через создание мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе. Мы считаем, что мульттерапия в детском саду, является инновационным эффективным средством формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Асадчих, В. Ю. Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / В. Ю. Асадчих // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва, 2006. – С. 125–128.
2. Бабиченко, Д. Н. Искусство мультипликации [Текст]/Д. Н. Бабиченко. – М. : Искусство, 2003. – 114 с.
3. Бирюкова, Л. А. Мультипликационные образовательные технологии и мульттерапия [Текст]/Л. А. Бирюкова // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2013. – № 1. - С. 28-36.