Юлия Каирова
Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми.
Многие исследования показывают, что от степени сформированности коммуникативной компетентности дошкольников зависит психическое здоровье ребенка. Также это оказывает влияние практически на все аспекты деятельности.
Публикация «Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Именно от сформированности коммуникативной компетентности, в первую очередь, зависит соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального образования. Коммуникация – это наиважнейшее направление в социальном и личностном развитии любого ребенка.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, опыт работы специалистов, психологов в качестве средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников, мною была выбрана мульттерапия.
Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов.
Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиваться, учит общаться со сверстниками и со взрослыми. Этот инновационный метод основан на совместной работе детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм.
Изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников позволило нам выявить противоречия:
- между необходимостью владеть умением общаться с людьми и несформированностью коммуникативной компетентности;
- между существующей потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников и недостаточной изученностью условий формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии.
Цель работы:
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.
Задачи:
• Социализация ребенка.
• Развитие компонентов коммуникативной компетентности.
• Формирование представлений об анимации и мультипликации.
• Обучение навыкам мультипликации.
Для проверки эффективности формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством мульттерапии на базе МБДОУ детский сад №8 города Холмска было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие дошкольники двух подготовительных групп в возрасте 6-7 лет в количестве 20 и 22 дошкольника.
На констатирующем этапе эксперимента нами был определен уровень сформированности компетентности дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Были использованы методики: Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей М. И. Лисиной, Методика «Изучение уровня речевой коммуникации» (М. А. Поваляева, Методика выявления коммуникативнойкомпетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной, «Два домика» – вариант методики, предложенный Я. Л. Коломинским, Методика «Рукавички», автор Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 64% дошкольников экспериментальной группы и 35,7% контрольной группы имеют низкий уровень коммуникативной компетентности.
На формирующем этапе эксперимента мы провели работу по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Был разработан комплекс занятий мульттерапии.
Этапы создания мультфильма :
• 1. Продумывание замысла мультфильма
• 2. Составление сценария. Создание эскизов персонажей.
• 3. Создание раскадровки.
• 4. Подготовка фона и персонажей.
• 5. Съемка.
• 6 Озвучивание. Выбор музыки.
• 7. Монтаж.
• 8. Титры.
9. Просмотр уже готового мультфильма, обобщение результатов.
Результаты контрольного исследования показали, что высокий уровень коммуникативной компетентности показали 1 дошкольник контрольной группы, что составляет 7,1% и 6 дошкольников экспериментальной группы – 42,9%. Как видим, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности, дошкольники знакомы с нормами и правилами общения, способны предвидеть поведение другого человека, умеют решать различные проблемы, возникающие между людьми; дети проявляют эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, у детей сформирована способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнера; у детей сформированы коммуникативные умения, умение устанавливать контакт общения; дети способны к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативны в общении.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель достигнута. Через создание мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе. Мы считаем, что мульттерапия в детском саду, является инновационным эффективным средством формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Асадчих, В. Ю. Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / В. Ю. Асадчих // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва, 2006. – С. 125–128.
2. Бабиченко, Д. Н. Искусство мультипликации [Текст]/Д. Н. Бабиченко. – М. : Искусство, 2003. – 114 с.
3. Бирюкова, Л. А. Мультипликационные образовательные технологии и мульттерапия [Текст]/Л. А. Бирюкова // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2013. – № 1. - С. 28-36.