Татьяна Шумкина
Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом.
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности.
Публикация «Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, моделей отношений.
Театрализованные игры, как никакие другие, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребностной сферы дошкольника.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Слайд 3
Таким образом, игра - драматизация :
обеспечивает совместную деятельность педагога и ребёнка;
стимулирует развитие образной выразительной речи детей;
способствует совершенствованию диалогической и монологической речи;
помогает развитию творческой активности;
служит средством самовыражения и самореализации ребёнка;
является эффективным средством развития индивидуальных способностей детей;
оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.
Слайд 4
Целью театрализованной деятельности является формирование у детей интереса к театральному искусству, творческую самостоятельность ; закрепление умения использовать средства пантомимической выразительности, самостоятельности в организации театрализованной деятельности.
Слайд 5
Основными задачами являются:
Образовательные:
-формировать образность речи,
-совершенствовать грамматический строй : согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными,
- продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки,
-способствовать развитию диалогической речи,
- развитие словообразования и словоизменения,
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе,
- создание у детей эмоционально – позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности,
- воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру.
Развивающие:
-развивать творческие способности, умение разыгрывать сказку,
- развитие восприятия, внимания, мышления,
-выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью,
- развивать умение имитировать характерные действия персонажей,
- развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.
Слайд 6
Игра-драматизация способна решать задачи социально-личностного развития дошкольников при соблюдении следующих условий:
Создание комфортной психологической обстановки;
Создание условий, максимально обеспечивающих речевое развитие детей;
Подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач;
Использование интересных тем занятий, эффективных приёмов и методов работы с детьми.
Слайд 7
Важнейший принцип, на котором строится театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, который согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой. Не менее важны и специфические принципы данной деятельности: принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; принцип импровизационности, который обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; принцип интегративности, в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Слайд 8
В играх-драматизациях использую следующие технологии:
игровая создает мотивационные основы для формирования навыков и умений деятельности, является базисом для последующей учебной деятельности;
упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка;
пластические этюды и танцы способствует тренировке и расслаблению детского организма, эмоциональной разрядке, снятию физического и нервного напряжения, развитию ритмичности и координации движений.
Слайд 9
В моей работе применяю следующие методы:
Наглядные (рассматривание иллюстраций, книг, картинок, дидактические материалы).
Словесные (дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами; рассказывание сказки по очереди).
Практические (изготовление атрибутов к играм, поделки по мотивам сказок).
Использование электронно-образовательных ресурсов.
Слайд 10
Начиная работать в данном направлении, я предполагала следующие результаты:
для детей: повысится темп развития речи в целом, дети научатся позитивному взаимодействию со сверстниками, активизируется словарь, улучшится звуковая культура речи, её интонационный строй;
для педагога: повышение уровня профессиональной деятельности в организации и проведении театрализованной деятельности с детьми;
для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми;
для ДОУ: организация спектаклей, конкурсов, распространение опыта среди педагогических работников.
Слайд 11, 12
Мной была изучена методическая литература, проведен мониторинг, анкетирование родителей, разработан перспективный план работы с детьми, в группе создан уголок речевого развития, центр музыкально-театрализованной деятельности, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски, в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами, наглядные пособия: схемы, рисунки, дидактические игры.
Во время непосредственно образовательной деятельности театрализованная игра используется мною как игровой прием и форма обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Так же используются игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи, скороговорки, упражнения для развития речевого дыхания.
Слайд 13
В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Слайд 14
Поставлены театрализованные представления: «Репка» (совместно с родителями, «Теремок» (кукольный театр), «Колобок», «Хаврошечка».
Участие в инсценировках давало возможность детям перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать в присутствии зрителей. Это вызывало у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). На этом этапе также использовались приемы индивидуально – дифференцированного подхода: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.
Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или добрую Хаврошечку. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
Слайд 15
Для достижения наиболее высоких результатов работы в данном направлении и реализации поставленных задач моей деятельности, я стараюсь выстраивать партнерские отношения с родителями, вовлекать их в образовательный процесс.
Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.
Были проведены следующие мероприятия:
консультации: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», «Основы театральной культуры»;
родительские собрания: «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста?», «Подготовка детей к обучению в школе»;
семинары-практикумы: «Играя, развиваем речь детей», «Формирование умения строить диалог»;
тематические выставки: «Любимые сказки нашей семьи», фотовыставка «Мы – артисты».
родительские гостиные
Слайд 16
Итак, в результате дети старшего возраста свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Дети подготовительной к школе группы владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Дети творчески применяют в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, согласованность действий с партнёрами.
Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Слайд17
Работа в данном направлении показала, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
Дальнейшие перспективы нашей работы:
Более глубоко развивать творческую самостоятельность детей в передаче образа, выразительность речевых и пантомических действий;
Повысить свой профессиональный уровень, знакомясь с новинками в области дошкольного образования и опытом коллег;
Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания
Постановка театральных спектаклей совместно с родителям