МААМ-картинки

Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

Татьяна Шумкина
Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом.

Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Решение этих проблем самым тесным образом связано с формированием ценностных ориентации, нравственных начал в ребенке, составляющих духовную основу его личности.

Публикация «Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников» размещена в разделах

Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, моделей отношений.

Театрализованные игры, как никакие другие, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребностной сферы дошкольника.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Слайд 3

Таким образом, игра - драматизация :

обеспечивает совместную деятельность педагога и ребёнка;

стимулирует развитие образной выразительной речи детей;

способствует совершенствованию диалогической и монологической речи;

помогает развитию творческой активности;

служит средством самовыражения и самореализации ребёнка;

является эффективным средством развития индивидуальных способностей детей;

оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Слайд 4

Целью театрализованной деятельности является формирование у детей интереса к театральному искусству, творческую самостоятельность ; закрепление умения использовать средства пантомимической выразительности, самостоятельности в организации театрализованной деятельности.

Слайд 5

Основными задачами являются:

Образовательные:

-формировать образность речи,

-совершенствовать грамматический строй : согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными,

- продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки,

-способствовать развитию диалогической речи,

- развитие словообразования и словоизменения,

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественной литературе,

- создание у детей эмоционально – позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности,

- воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру.

Развивающие:

-развивать творческие способности, умение разыгрывать сказку,

- развитие восприятия, внимания, мышления,

-выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью,

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей,

- развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.

Слайд 6

Игра-драматизация способна решать задачи социально-личностного развития дошкольников при соблюдении следующих условий:

Создание комфортной психологической обстановки;

Создание условий, максимально обеспечивающих речевое развитие детей;

Подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач;

Использование интересных тем занятий, эффективных приёмов и методов работы с детьми.

Слайд 7

Важнейший принцип, на котором строится театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, который согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой. Не менее важны и специфические принципы данной деятельности: принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; принцип импровизационности, который обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; принцип интегративности, в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Слайд 8

В играх-драматизациях использую следующие технологии:

игровая создает мотивационные основы для формирования навыков и умений деятельности, является базисом для последующей учебной деятельности;

упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка;

пластические этюды и танцы способствует тренировке и расслаблению детского организма, эмоциональной разрядке, снятию физического и нервного напряжения, развитию ритмичности и координации движений.

Слайд 9

В моей работе применяю следующие методы:

Наглядные (рассматривание иллюстраций, книг, картинок, дидактические материалы).

Словесные (дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами; рассказывание сказки по очереди).

Практические (изготовление атрибутов к играм, поделки по мотивам сказок).

Использование электронно-образовательных ресурсов.

Слайд 10

Начиная работать в данном направлении, я предполагала следующие результаты:

для детей: повысится темп развития речи в целом, дети научатся позитивному взаимодействию со сверстниками, активизируется словарь, улучшится звуковая культура речи, её интонационный строй;

для педагога: повышение уровня профессиональной деятельности в организации и проведении театрализованной деятельности с детьми;

для родителей: родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми;

для ДОУ: организация спектаклей, конкурсов, распространение опыта среди педагогических работников.

Слайд 11, 12

Мной была изучена методическая литература, проведен мониторинг, анкетирование родителей, разработан перспективный план работы с детьми, в группе создан уголок речевого развития, центр музыкально-театрализованной деятельности, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски, в каждой групповой комнате свои театральные уголки с масками, настольными театрами, наглядные пособия: схемы, рисунки, дидактические игры.

Во время непосредственно образовательной деятельности театрализованная игра используется мною как игровой прием и форма обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Так же используются игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи, скороговорки, упражнения для развития речевого дыхания.

Слайд 13

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Слайд 14

Поставлены театрализованные представления: «Репка» (совместно с родителями, «Теремок» (кукольный театр), «Колобок», «Хаврошечка».

Участие в инсценировках давало возможность детям перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать в присутствии зрителей. Это вызывало у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). На этом этапе также использовались приемы индивидуально – дифференцированного подхода: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или добрую Хаврошечку. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Слайд 15

Для достижения наиболее высоких результатов работы в данном направлении и реализации поставленных задач моей деятельности, я стараюсь выстраивать партнерские отношения с родителями, вовлекать их в образовательный процесс.

Родители с большим удовольствием принимают участие в театрализованных досугах: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших постановках, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

Были проведены следующие мероприятия:

консультации: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», «Основы театральной культуры»;

родительские собрания: «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста?», «Подготовка детей к обучению в школе»;

семинары-практикумы: «Играя, развиваем речь детей», «Формирование умения строить диалог»;

тематические выставки: «Любимые сказки нашей семьи», фотовыставка «Мы – артисты».

родительские гостиные

Слайд 16

Итак, в результате дети старшего возраста свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Дети подготовительной к школе группы владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Дети творчески применяют в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, проявляют инициативу, согласованность действий с партнёрами.

Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

Слайд17

Работа в данном направлении показала, насколько велик интерес детей к играм-драматизациям. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Дальнейшие перспективы нашей работы:

Более глубоко развивать творческую самостоятельность детей в передаче образа, выразительность речевых и пантомических действий;

Повысить свой профессиональный уровень, знакомясь с новинками в области дошкольного образования и опытом коллег;

Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания

Постановка театральных спектаклей совместно с родителям

Публикации по теме:

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.

«Психологическая гостиная как средство формирования компетентности родителей ДОУ». Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» Выполнили:.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Опыт работы «Создание условий для развития социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР» Степень изученности проблемы (Основные концептуальные положения) Общение – это сложный процесс, который выступает как средство передачи.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников
Опубликовано: 16 июля 2017 в 18:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шумкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД