Ирина Николаевна Бокова
Консультация «Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений: умение организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации, умение пользоваться речью, желание вступать в контакт с окружающими, знание норм и правил общения.
Публикация «Консультация „Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Наибольшим потенциалом развития коммуникативной компетентности, на наш взгляд, обладает сказка, которая выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует обогащению знаний о способах ориентации в различных ситуациях, навыков свободного владения вербальными и невербальными средствами общения, расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи. Развитие таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность, происходит освоение всех компонентов устной речи - диалог, монолог, звук, связная речь.
Общение влияет на все достижения дошкольного возраста : развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.
Сказка – «древнейший жанр устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера». В сказке, как ни в каком другом жанре, очень ярко выражено противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости, красивого и безобразного и т. д. Сказочные идеалы становятся для читателей своеобразными критериями, точкой отсчета в оценке действий окружающих людей и собственных поступков. В иносказательной форме сказка дает «добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин). Вот почему «во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания».
Сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой: «герой так красив, что ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, коровушка-бурёнушка,, красное солнышко, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий,, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.
Е. И. Тихеева, известный педагог, подчеркивает, что читая сказку, взрослый учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. С помощью сказок разных народов, легко объяснить национальные различия, развить у детей чувство толерантности и национальной терпимости, воспитывать и развивать нравственные и эстетические чувства. Через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.