Валентина Елашина
Обобщение опыта «Использование кейс-технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 п. Добрятино
Обобщение опыта
по теме: «Использование кейс – технологий в познавательном развитие детей дошкольного возраста»
Воспитателя МБДОУ
Детский сад №14
п. Добрятино
Елашиной
Валентины Геннадьевны
2024г.
Идея опыта
Темочки:
- Кейс - технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Современные дошкольники окружены огромным количеством информации, которая в наш технологический век, не поступает разве только из утюга. Эта информация и доступность знаний, которые не надо обдумывать и самостоятельно находить решения поставленной проблемы, делают ум ребенка ленивым. Всю информацию можно найти в интернете.
В рамках ФГОС среди ряда задач перед педагогом встала главная задача:
«воспитание ребенка XXI века», т. е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. В связи с этим в своей работе стала использовать разнообразные педагогические технологии. Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.
Условия формирования опыта
Я столкнулась с тем, что дети перестали задавать вопросы и не знают, что ответить на мои, с трудом решают логические загадки. Технологический прогресс сделал детей не любознательными. Заинтересовать их и мотивировать становится сложно.
Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями анализа, синтеза, классификации. Первоначально эти операции имеют чувственно-конкретные формы, к концу дошкольного возраста начинают словесно-понятийный уровень (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже, Д. Н. Узнадзе и др.).
Однако в настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается значительное снижение развития познавательных процессов.
Одним из инновационных средств развития мышления и познавательных интересов детей дошкольного возраста является кейс-технология, которая рассматривается как интерактивная образовательная технология. Содержание данной технологии строится на моделирование вымышленных или реальных ситуациях, которые направлены не на прямую передачу детям знаний, а на формирование информационной компетентности, на развитие умений анализировать, рассуждать, обобщать, выдвигать предположения, делать выводы.
В рамках работы над данной темой мною были разработаны кейсы для детей родителей и педагогов.
С 2023 года работаю над изучением проблемы «Использование кейс-технологий в познавательном развитие детей дошкольного возраста».
В процессе работы выяснилось, что кейс - ситуации направленные на развитие познавательных способностей детей, помогают каждому ребёнку проявлять себя, развивают уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к успешному обучению в школе.
Выбор темы обусловлен противоречием между необходимостью организации развивающего процесса обучения, направленного на развитие мышления у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием кейс-технологии как обучающее - развивающего средства.
Актуальность и перспективность опыта
3. Актуальность этой темы в наше время основана на том, что ФГОС ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников познавательных способностей,
«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В. О. Ключевский
Актуальность применения кейс-технологии :
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие
способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая вытекает из новых требований к качеству знаний.
Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение представлений в образовательной деятельности происходит в процессе постоянного поиска, развивается речь детей.
Задача детского сада - подвести ребенка к умению пользоваться полученными знаниями.
Таким образом, данный опыт позволяет разрешить следующие про- тиворечия:
1. между ФГОС и подготовленностью воспитанников;
2. между ФГОС и условиями протекания индивидуального развития познавательных и интеллектуальных процессов;
3. между ФГОС и условиями их выполнения.
Теоретическая база опыта
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс- технологии в дошкольном образовании. Данная технология направлена на познавательное развитие дошкольника, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Кейс - технология меняет деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии детям помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Такие занятия дают детям возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Метод кейс-технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Реализуя кейс-технологию через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формируются коммуникативные навыки: работа в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствует применению знаний в дальнейшей жизни.
Использование кейс – технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс – технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, данная идея определяет результат работы с дошкольниками :
умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок- взрослый»;
умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушивать другого и прийти к общему решению; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение принимать помощь.
Но так как для ДОУ это технология еще сравнительно молода, то резонно отметить отсутствие литературы по данной теме разработанной для занятий с дошкольниками, поэтому теоретическую основу моего исследования составили интернет источники и статьи в журналах:
1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.
5. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
7. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
8.https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
9.https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии.
Новизна опыта
Новизна моего опыта работы состоит в ситуативно-деятельном подходе к ребенку через проблемные ситуации с использование иллюстраций, презентаций, которые активизируют мысли детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей.
Ситуативно-деятельный подход выбран не просто, т. к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность ребенку самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Эти задачи развивают не только предметную, коммуникабельную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Адресная направленность
Описанный выше опыт может быть использован начинающими воспитателями в качестве методических рекомендаций и конкретных практических примеров в работе с детьми дошкольного возраста по использованию кейс-технологий в работе с дошкольниками.
Трудоёмкость опыта
Трудность в своей работе нахожу в недостатке времени. За кажущейся лёгкостью, эмоциональностью и неторопливым, спокойным ходом моих занятий, изготовлением дидактического материала, подбором и переработкой материалов в то состояние, которое позволит преподнести их дошкольникам стоит многочасовой домашний труд, а также, к сожалению, плохая заинтересованность родителей, недостаток методической литературы по данному вопросу. Залог успешности своей работы вижу в творческом сотрудничестве воспитателя с детьми и родителями.
Технология опыта.
Кейс – технология : сущность понятия; виды кейсов; особенности кейсов; значение в развитие детей.
Понятие «кейс-технология» определяется специалистами
как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
«Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:
метод игрового проектирования — процесс создания или совершенствования объектов.
метод проигрывания ролей (инсценировки) — предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
дебрифинг — достоинством является подчеркнутая связь
первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
метод инцидентов — поиск информации для принятия решения самим слушателем.
групповая дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она
подразумевает.
метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Разновидности кейс-технологии :
—Кейс-ситуации — это кейс, в котором описывается ситуация в
конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини- группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;
—кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для
рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей,
развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;
—фото-кейс — это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем
сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно
поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Кейс должен удовлетворять ряду требований:
-соответствовать четко сформулированной цели создания;
-иллюстрировать ряд аспектов;
-быть актуальным;
-способствовать развитию аналитического мышления;
-иметь разные вариации решения;
-располагать соответствующим уровням трудности;
-приводить к дискуссии.
Происхождение и сущность технологии.
Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.
Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев).
Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case, которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения.
Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты:
проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.
Классификация кейсов :
Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Эта технология предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Примеры кейсов
1. Кейс-Прогнозирование
Направлен на: Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.
Кому
адресован: Дети среднего и старшего дошкольного возраста
Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы
как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась:
«Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».
Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?
Комментарии Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает
серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
2. Кейс-неоднозначная ситуация
Направлен на: Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
Кому
адресован: Дети старшего дошкольного возраста
Ситуация: Воспитатель демонстрирует детям фотографию «Мальчик насупившись не хочет есть суп» или читает стихотворение
«Оля плохо кушает» и показывает картинки из этого стихотворения
Момент проблемного включения детей
Почему дети не хотят есть? Что надо сделать для того, чтобы они поели
Комментарии Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.
В данном случае важно разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
3. Кейс-проблемная ситуация
Направлен на: Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
Способность формулировать проблему;
Умение анализировать, строить гипотезы,
предполагать;
Способность коллективно решать сложные задачи.
Кому
адресован: Дети подготовительной к школе группы.
Ситуация: Воспитатель показывает детям видеоролик, фотографии птиц, нахохлившихся на морозе, вспоминает случаи и наблюдения на прогулке.
Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?
Комментарии Основная задача воспитателя не сформировать стереотип
«нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.
4. Кейс-диспут
Направлен на: Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
Способность вести конструктивный диалог;
Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Кому
адресован: Дети старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат».
Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»
Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора.
Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и
фантастические.
5. Кейс с добавлением проблемной ситуации
Направлен на: Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
Способность вести конструктивный диалог;
Способность выбирать наиболее актуальные решения.
Кому
адресован: Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно.
Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
Момент проблемного включения детей
Что дальше делать в такой ситуации?
Комментарии Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух
решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый
«барьер». Например:
-Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.
-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.
-Может, Нина прочтет?
-Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства
Применение кейс-технологий в НОД.
Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают
лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует определенного алгоритма.
Определить цель кейса : компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
Описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
Подвести к кульминации кейс-ситуации : это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.
Кейс-ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.
Шесть признаков хорошего кейса :
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересен детям
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Результативность
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
Приложения
Пример ситуации. Технология: Кейс –фото (подготовительная к школе группа)
В «фото – кейс» входит:
Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
Детям предлагается мультимедийная фотография предметов: бумага, глина, береста, папирус.
-Воспитатель. Мне нужно написать письмо, у меня есть только вот эти предметы, и я не знаю, какой предмет подойдет лучше всего.
Деятельность детей
I.Мотивационный
Задача. Вам надо написать письмо, что вы используете из предложенных предметов?
Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.
II.Ознакомительно - аналитический Кейс-фото.
почему именно эти предметы используются для письма? Какой из предметов, больше всего подходит для этого Знакомятся с ситуацией, заданием.
Присваивают проблему.
Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют).
Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.