Приложение МААМ

Обобщение опыта «Использование кейс-технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Валентина Елашина
Обобщение опыта «Использование кейс-технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 п. Добрятино

Обобщение опыта

по теме: «Использование кейс – технологий в познавательном развитие детей дошкольного возраста»

Воспитателя МБДОУ

Детский сад №14

п. Добрятино

Елашиной

Валентины Геннадьевны

2024г.

Идея опыта

Темочки:

1. Современные дошкольники окружены огромным количеством информации, которая в наш технологический век, не поступает разве только из утюга. Эта информация и доступность знаний, которые не надо обдумывать и самостоятельно находить решения поставленной проблемы, делают ум ребенка ленивым. Всю информацию можно найти в интернете.

В рамках ФГОС среди ряда задач перед педагогом встала главная задача:

«воспитание ребенка XXI века», т. е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, педагогу необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. В связи с этим в своей работе стала использовать разнообразные педагогические технологии. Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Условия формирования опыта

Я столкнулась с тем, что дети перестали задавать вопросы и не знают, что ответить на мои, с трудом решают логические загадки. Технологический прогресс сделал детей не любознательными. Заинтересовать их и мотивировать становится сложно.

Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями анализа, синтеза, классификации. Первоначально эти операции имеют чувственно-конкретные формы, к концу дошкольного возраста начинают словесно-понятийный уровень (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже, Д. Н. Узнадзе и др.).

Однако в настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается значительное снижение развития познавательных процессов.

Одним из инновационных средств развития мышления и познавательных интересов детей дошкольного возраста является кейс-технология, которая рассматривается как интерактивная образовательная технология. Содержание данной технологии строится на моделирование вымышленных или реальных ситуациях, которые направлены не на прямую передачу детям знаний, а на формирование информационной компетентности, на развитие умений анализировать, рассуждать, обобщать, выдвигать предположения, делать выводы.

В рамках работы над данной темой мною были разработаны кейсы для детей родителей и педагогов.

С 2023 года работаю над изучением проблемы «Использование кейс-технологий в познавательном развитие детей дошкольного возраста».

В процессе работы выяснилось, что кейс - ситуации направленные на развитие познавательных способностей детей, помогают каждому ребёнку проявлять себя, развивают уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к успешному обучению в школе.

Выбор темы обусловлен противоречием между необходимостью организации развивающего процесса обучения, направленного на развитие мышления у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием кейс-технологии как обучающее - развивающего средства.

Актуальность и перспективность опыта

3. Актуальность этой темы в наше время основана на том, что ФГОС ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников познавательных способностей,

«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В. О. Ключевский

Актуальность применения кейс-технологии :

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие

способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Вторая вытекает из новых требований к качеству знаний.

Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение представлений в образовательной деятельности происходит в процессе постоянного поиска, развивается речь детей.

Задача детского сада - подвести ребенка к умению пользоваться полученными знаниями.

Таким образом, данный опыт позволяет разрешить следующие про- тиворечия:

1. между ФГОС и подготовленностью воспитанников;

2. между ФГОС и условиями протекания индивидуального развития познавательных и интеллектуальных процессов;

3. между ФГОС и условиями их выполнения.

Теоретическая база опыта

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс- технологии в дошкольном образовании. Данная технология направлена на познавательное развитие дошкольника, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Кейс - технология меняет деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии детям помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Такие занятия дают детям возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Метод кейс-технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Реализуя кейс-технологию через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формируются коммуникативные навыки: работа в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствует применению знаний в дальнейшей жизни.

Использование кейс – технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс – технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, данная идея определяет результат работы с дошкольниками :

умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок- взрослый»;

умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушивать другого и прийти к общему решению; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение принимать помощь.

Но так как для ДОУ это технология еще сравнительно молода, то резонно отметить отсутствие литературы по данной теме разработанной для занятий с дошкольниками, поэтому теоретическую основу моего исследования составили интернет источники и статьи в журналах:

1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.

5. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

7. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

8.https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

9.https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии.

Новизна опыта

Новизна моего опыта работы состоит в ситуативно-деятельном подходе к ребенку через проблемные ситуации с использование иллюстраций, презентаций, которые активизируют мысли детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей.

Ситуативно-деятельный подход выбран не просто, т. к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность ребенку самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Эти задачи развивают не только предметную, коммуникабельную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Адресная направленность

Описанный выше опыт может быть использован начинающими воспитателями в качестве методических рекомендаций и конкретных практических примеров в работе с детьми дошкольного возраста по использованию кейс-технологий в работе с дошкольниками.

Трудоёмкость опыта

Трудность в своей работе нахожу в недостатке времени. За кажущейся лёгкостью, эмоциональностью и неторопливым, спокойным ходом моих занятий, изготовлением дидактического материала, подбором и переработкой материалов в то состояние, которое позволит преподнести их дошкольникам стоит многочасовой домашний труд, а также, к сожалению, плохая заинтересованность родителей, недостаток методической литературы по данному вопросу. Залог успешности своей работы вижу в творческом сотрудничестве воспитателя с детьми и родителями.

Технология опыта.

Кейс – технология : сущность понятия; виды кейсов; особенности кейсов; значение в развитие детей.

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами

как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе

реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

«Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

метод игрового проектирования — процесс создания или совершенствования объектов.

метод проигрывания ролей (инсценировки) — предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.

дебрифинг — достоинством является подчеркнутая связь

первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

метод инцидентов — поиск информации для принятия решения самим слушателем.

групповая дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.

метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она

подразумевает.

метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

Разновидности кейс-технологии :

Кейс-ситуации — это кейс, в котором описывается ситуация в

конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини- группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;

кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для

рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей,

развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;

фото-кейс — это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем

сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно

поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Кейс должен удовлетворять ряду требований:

-соответствовать четко сформулированной цели создания;

-иллюстрировать ряд аспектов;

-быть актуальным;

-способствовать развитию аналитического мышления;

-иметь разные вариации решения;

-располагать соответствующим уровням трудности;

-приводить к дискуссии.

Происхождение и сущность технологии.

Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.

Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев).

Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case, которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения.

Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты:

проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.

Классификация кейсов :

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

2. Вариативность. Эта технология предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Примеры кейсов

1. Кейс-Прогнозирование

Направлен на: Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;

Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;

Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;

Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Кому

адресован: Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы

как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась:

«Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Комментарии Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает

серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

2. Кейс-неоднозначная ситуация

Направлен на: Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;

Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

Кому

адресован: Дети старшего дошкольного возраста

Ситуация: Воспитатель демонстрирует детям фотографию «Мальчик насупившись не хочет есть суп» или читает стихотворение

«Оля плохо кушает» и показывает картинки из этого стихотворения

Момент проблемного включения детей

Почему дети не хотят есть? Что надо сделать для того, чтобы они поели

Комментарии Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

3. Кейс-проблемная ситуация

Направлен на: Умение воспитанников видеть возможный парадокс;

Способность формулировать проблему;

Умение анализировать, строить гипотезы,

предполагать;

Способность коллективно решать сложные задачи.

Кому

адресован: Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация: Воспитатель показывает детям видеоролик, фотографии птиц, нахохлившихся на морозе, вспоминает случаи и наблюдения на прогулке.

Момент проблемного включения детей Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии Основная задача воспитателя не сформировать стереотип

«нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

4. Кейс-диспут

Направлен на: Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;

Способность вести конструктивный диалог;

Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Кому

адресован: Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат».

Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»

Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора.

Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и

фантастические.

5. Кейс с добавлением проблемной ситуации

Направлен на: Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;

Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;

Способность вести конструктивный диалог;

Способность выбирать наиболее актуальные решения.

Кому

адресован: Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация: Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно.

Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

Комментарии Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух

решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый

«барьер». Например:

-Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.

-Может, Нина прочтет?

-Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства

Применение кейс-технологий в НОД.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают

лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует определенного алгоритма.

Определить цель кейса : компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

Описать кейс : сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

Подвести к кульминации кейс-ситуации : это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

Кейс-ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.

Шесть признаков хорошего кейса :

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересен детям

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Результативность

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.

Приложения

Пример ситуации. Технология: Кейс –фото (подготовительная к школе группа)

В «фото – кейс» входит:

Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

Детям предлагается мультимедийная фотография предметов: бумага, глина, береста, папирус.

-Воспитатель. Мне нужно написать письмо, у меня есть только вот эти предметы, и я не знаю, какой предмет подойдет лучше всего.

Деятельность детей

I.Мотивационный

Задача. Вам надо написать письмо, что вы используете из предложенных предметов?

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

II.Ознакомительно - аналитический Кейс-фото.

почему именно эти предметы используются для письма? Какой из предметов, больше всего подходит для этого Знакомятся с ситуацией, заданием.

Присваивают проблему.

Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют).

Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Использование кейс-технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 14:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Использование кейс-технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Елашина (УИ 601028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД