Наталья Молокова
Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка»
Дошкольное детство – очень важный период в нравственном становлении личности. Одним из направлением в нравственном развитии ребёнка – воспитании культуры поведения.
Публикация «Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Поэтому очень важно научить ребёнка везде и во всем уважать общество и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению, не все воспитатели и родители дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Я полагаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников стоит не на последнем месте, потому что культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребёнок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Целесообразно полагать, что, прививая ребёнку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Исследования М. А. Саморуковой, В. И. Логиновой, С. В. Петериной, Л. Ф Островской, Л. М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на разум и чувства ребёнка, развивает его эмоциональность, восприимчивость, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения, и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, и такое эффективное средство, как художественная литература, используется эпизодически.
Современные реалии таковы, что очень остро стоит проблема формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. Сегодня дети воспитываются на современных мультфильмах, книжках. Во многих случаях ребёнок не играет в добрые игрушки, он играет в компьютерные игры, которые не могут научить не только представлениям о добре и зле, но и тому, как нужно правильно себя вести. Я считаю, что детей нужно воспитывать на тех старых, добрых книжках и рассказах, которые входят в золотой фонд детской литературы и на которых воспитывались наши бабушки, мамы, и мы с вами.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог обязан обратить особое внимание на методику чтения, отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям.
Свою работу я начала с того, что создала в группе небольшую библиотеку, в которой появились замечательные произведения зарубежных и русских писателей, которые знакомят детей с понятиями «зла» и «добра», хорошего и плохого поступка.
На протяжении всего времени с детьми мы много читали, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанному тексту, размышляли о поведении и поступках героев, лепили и рисовали персонажей прочитанных произведений, а также инсценировали наиболее понравившиеся рассказы.
Была организована выставка книг о доброте, дружбе и сочувствии.
Был проведены ряд бесед: «С чего начинается дружба», «Секрет вежливости», «Кто кого обидел», «Воспитанность и вежливость», «Обиженные друзья».
Нами была разработана картотека дидактических игр, ситуативных игр-историй, творческих игр, «мирилок».
Проведено итоговое занятие «Дерево дружбы».
Познавательные книги о вещах, о технике, о труде интересны ребятам, в образной форме они показывают сущность явлений, развивают мышление, учат беречь вещи, которые созданы человеческим трудом. Любимыми произведениями ребят стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей «Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку», («Откуда стол пришёл?») и др., энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».
Много ценного материала о природе и о добром отношении к ней мы взяли из произведений М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Е. И. Чарушина. Они учат ребёнка внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть её незащищённость, хрупкость, воспитывают у ребят уважение, бережное отношение к животным, природе, желание заботиться о них, быть похожими, защищать.
Из таких рассказов, как: «На льдине», «Обвал» Б. С. Житкова, «Человек заболел» И. Туричина, С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» ребята узнали о людях, преданных своему делу, имеющих чувство долга, силу воли, самоотверженность, заботящихся об окружающих их людях.
Чтение и анализ содержания рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у ребят умение заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим людям. Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогли произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Беседы по произведениям В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Лев и собачка», С. Михалкова «Как друзья познаются» помогали создать доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.
Книги Е. Благининой, С. Баруздина, А. Гайдара и др. рассказывают ребятам о Родине, о её людях, закладывают основы патриотизма, воспитывают гражданские качества. Произведения В. Сутеева, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского открывают детям забавное в жизни, воспитывают ценные качества-умение смеяться и шутить, с чувством юмора принимать жизнь со всеми её плохими и хорошими сторонами. Р. Погодин в своих сказках, рассказах («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Откуда идут тучи», «Шутка») ставит перед ребятами всегда волнующие человека вопросы: настоящая доброта, красота, что такое счастье, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др. Вся запланированная работа была проведена в полном объёме.
В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.