Ольга Колесникова
Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
«….дети любят искать, сами находить.
В этом их сила» А. Энштейн.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Основная идея опыта: включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации. Актуальность работы определяется федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента : дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. развивается речь. формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования. Задачи Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Для реализации поставленных задач созданы условия для экспериментирования : лаборатория: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа с родителями.
Ожидаемые результаты: В результате деятельности у детей повысилась познавательная активность детей при работе с природными объектами и явлениями. дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения. дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
«Вода-это жизнь»
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды : вода- источник жизни.
Вывод:растения могут произрастать при умеренном поливе, все живое нуждается в воде.
«Проращивание семян фасоли, томатов».
Цель: Определить необходимые условия для роста растений - вода, свет, тепло.
Вывод: растения могут произрастать при умеренном поливе, в теплое время года (в помещении, при достаточном освещении (на окне).
«Где прячется червяк»
Цель: научить определять местонахождение червяка в жаркую погоду
Вывод: червяки в жаркую погоду прячутся под влажным пенечком.
«Таяние снега».
Цель: закреплять у детей знания о разных состояниях воды.
Вывод: снег-это вода (мутная,грязная, пить такую воду нельзя).
«Окрашивание воды»
Цель: выявить свойства воды: некоторые вещества растворяются в воде
Вывод: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет.
«Цветные льдинки»
Цель: сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).
Вывод: окрашенная вода на морозе превращается в красивые льдинки, которыми можно украсить участок.
«Радуга»
Цель: объяснить детям механизм появления радуги.
Вывод: радуга может появляться на небе только после дождя при ярком освещении солнцем капелек воды.
«Где находится воздух?»
Цель: объяснить детям, что такое воздух, как его можно увидеть.
Вывод: воздух вокруг нас, его нельзя потрогать. Воздух повсюду. Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха, легче воды.