Наталья Капустина
Моя педагогическая находка «Логосказка»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд1)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о Логосказке. Она и стала моей педагогической находкой. Почему именно о ней, спросите Вы. Сейчас я вам объясню.
(слайд2)
Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном возрасте. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у воспитанников одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Учитывая повышенную утомляемость и неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для детей с различными отклонениями все больше ориентируются на использование театрализованной деятельности, которая оказывает значительное коррекционное влияние и комплексно воздействует на дошкольников. И здесь мы не можем с ними не согласиться. Одним из инновационных видов деятельности в работе с детьми, направленной на коррекцию речевых нарушений, являются логосказки.
Темочки:
3 слайд
Немного о прошлом. Работа со сказкой имеет многовековую историю. В первые термин сказка встречается в 17 веке. Уходя своими корнями в прошлое и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом.
4 слайд
Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
5 слайд
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, В. А. Гнездилов, Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская, М. А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
6 слайд
Мы с вами знаем, что не во всех ДОО есть логопед и ответственность за речевое развитие полностью ложится на воспитателя. Что же такое логосказка?
7 слайд, 8 слайд
Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
9 слайд
Моя идея использования логосказок на занятиях даёт широкий спектр для совместного творчества. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические и наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.
10 слайд
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы: с ними вы можете ознакомиться на экране.
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
11 слайд
Существуют следующие виды логосказок :
12 слайд
Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
А игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является бегемотик Жужа. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой. Движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
13 слайд
14 слайд
Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга;
- совершенствуют психические процессы;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
15 слайд
Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков
16 слайд
Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
17 слайд
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
18слайд
Сказки по обучению грамоте
Логосказки :
- знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание и фонематический слух;
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв.
К примеру, в этом году в мою группу пришел ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). У него нарушена речь, практически отсутствует.
19 слайд
Используя эту методику уже через несколько занятий была заметна положительная динамика, Радмир начал проговаривать гласные звуки и старается их произносить, обращаясь к кому-либо.
20 слайд
Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.
- Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом. –
Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране. –
Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.
- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.
-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе. Все они есть в нашем детском саду.