Ирина Гурова
Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
С введением Федерального государственного стандарта больше внимания стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. В связи с этим очень важно совершенствовать как содержание, формы и методы взаимодействия, так и саму его философию. Так, в большей степени взаимодействие должно быть направлено именно на как можно более продуктивное сотрудничество с родителями воспитанников, а не просто на работу с ними.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, будут способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, помогут подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что взаимодействие взрослых – ему на благо.
Дошкольное детство – это уникальный период жизни ребёнка, в течение которого он находится в полной зависимости от окружающих взрослых, прежде всего – родителей. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это мы стараемся учитывать, планируя работу с семьёй.
Исследования показывают, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в консультативной, направляющей помощи специалистов. Важно отметить, что современным родителям очень трудно бывает разобраться в огромном количестве имеющейся в настоящее время доступной информации, посвящённой воспитанию и развитию детей. И как мы понимаем, не всегда эта информация оказывается грамотной и действительно полезной. Также бедой многих современных родителей являются слабые педагогические умения, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно для детей групп, которые посещают воспитанники с ОВЗ, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать и специальные, которые они могут применить дома, играя и занимаясь с детьми. Работа с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, включает в себя, коррекционно-развивающее, воспитательное воздействие со стороны как специального дошкольного учреждения, так и родителей.
Одной их форм взаимодействия с родителями нашего учреждения является цикл занятий «Педагогическая находка для родителей».
Занятия цикла «Педагогическая находка для родителей» организуются для того, чтобы
• наладить непосредственный контакт с родителями, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы; здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать трудности, совместными усилиями решать возникающие проблемы воспитания и развития детей;
• помочь родителям осознать важность, возможность и необходимость своего внутреннего роста, проникнуться позитивным импульсом в воспитании и развитии детей;
• улучшить качество взаимоотношений родителей с детьми, способствовать установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, положительного эмоционального настроя и обстановки совместной деятельности, творчества;
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей: дать некоторые необходимые знания, а также показать практические приёмы работы, которые можно успешно применять в домашних условиях.
Занятия «Педагогической находки» организуются для всех родителей воспитанников нашего учреждения. Они могут проводиться в разных формах. Это лекции, беседы, консультации, практикумы, мастер-классы и др. При этом всегда предполагается организация выставок пособий с показом и объяснением их применения, изготовления, знакомство с полезной родителям воспитанников литературой.
Педагоги нашего учреждения занимаются изучением актуальных тем, имеют ценный опыт развития и воспитания детей. Именно этот опыт мы и предлагаем родителям наших воспитанников. При этом хотим осветить и те вопросы, ответы на которые хотели бы получить они сами. В этом нам помогает анкетирование, беседы с родителями.
Большую часть занятий проводят наши специалисты учителя-логопеды, педагог-психолог, но также мы стараемся привлекать и воспитателей.
Вот некоторые темы занятий цикла «Педагогическая находка для родителей», которые прошли в последние годы:
- «Игры с элементами массажа для развития речи детей»,
- «Развиваем речь, играя пальчиками»,
- «Игры для предупреждения и преодоления эмоциональных трудностей у детей»,
- «Предупреждение заикания у детей»,
- «Учим детей общению»,
- «Чудеса на песке. Игры и занятия с песком. Элементы песочной игротерапии»,
- «Учим детей общению»,
- «Что и как читать детям»,
- «Как выучить стихотворение?»,
- «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для оздоровления детей»,
- «Подготовка к школе леворукого ребёнка»,
- «Подготовка руки ребёнка к письму»,
- «Несколько игр для развития памяти»,
- «Ребёнок-непоседа»,
- «Умные игры для пальчиков»,
- Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков»,
- «Зачем и как развивать чувство ритма?»,
- Игровые приёмы развития фонематического слуха»,
- «Как помочь ребёнку запомнить буквы?»,
- «Как помочь ребёнку вырасти творческой личностью? Развитие воображения».
- «Игры со звуками, буквами и слогами»,
- «Как пополнить словарный запас ребёнка?»,
- «Как помочь речевому развитию малыша?»,
- «Игровые приёмы развития мышление ребёнка»,
- «Развиваем словесное творчество ребёнка»,
- «Развитие слухового внимания» и многие другие.
Примерно за неделю до мероприятия в каждой группе мы размещаем объявление, в котором, кроме даты и темы, всегда есть несколько предложений, раскрывающих её актуальность.

Целесообразно предложить родителям и индивидуальные приглашения, что мы часто делаем.

На занятия мы приглашаем родителей воспитанников всего детского сада, независимо от возрастной группы. Поэтому выступления наши мы планируем таким образом, чтобы они включали информацию, подходящую для детей и младшего, и среднего, и старшего дошкольного возраста, объединённые одной темой. Обычно все предлагаемые нами средства и методы оказываются востребованными. Ведь малыши растут, и их родители с радостью знакомятся и с тем материалом, который пригодится для их детишек через 2-3 года. При этом в старших группах есть ребятки со сложными нарушениями в развитии. И их родителям будет интересен материал для детей более младшего возраста, который может быть успешно ими применён.
Наши специалисты стараются подобрать для родителей и представить им такие игровые методы, которые не потребуют от них большого количества наглядного материала, который имеют, в основном, специалисты. То есть, это те игры, которые удобно применить именно в домашней обстановке, не требующие специальной большой подготовки. Но при этом мы с радостью делимся и своими наработками, показываем свой материал для того, чтобы дать понять родителям, какие возможности имеются для развития и коррекции речи и других психических функций, моторики.
Хочется отметить, что практически все присутствующие на наших консультациях родители с большим вниманием и интересом воспринимают материал и всегда уходят домой с хорошим настроением, воодушевлённые. Анкетирование показывает, что информация является интересной, полезной и востребованной.


В феврале 2018 года в рамках «Недели открытых дверей» было проведено открытое занятие для родителей, на которое были приглашены педагоги коллеги из других учреждений. В конце мероприятия родителям и коллегам было предложено оставить отзывы. Вот некоторые из них.


Родители, которые не смогли присутствовать на нашем занятии по какой-то причине, всегда могут ознакомиться с материалом в печатном виде. Кроме того, эту информацию можно найти и на сайте нашего учреждения.
Таким образом, организация занятий цикла «Педагогическая находка…» способствует вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для полноценного личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.