Светлана Бурлакова
Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников».
Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения является для детской педагогики ключевой проблемой. Так уж сложилось, что современные дошкольные учреждения характеризуются очень разнообразным национальным составом, что вызывает определенные трудности в работе, причем как с детьми, так и с родителями. Я пришла к выводу, что вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе и формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждению идей толерантности и дружбы народов нужно держать в центре внимания. Я решила для себя, что должна познакомить детей с культурой народов и национальностей, проживающий как на территории Российской Федерации, так и других стран.
Публикация «Моя педагогическая находка „Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Современные дети много путешествуют. Приходя в детский сад, делятся своими впечатлениями, новыми знаниями, где они успели побывать этим летом, и планами на будущие поездки. Оказалось, что ребята побывали в разных уголках не только нашей страны, но и других стран. Очень много вопросов дети задавали не только мне, но и друг другу о том, какие интересные места есть на нашей планете. Интерес был такой большой, что мы решили с ребятами узнать об этом побольше. Так появилась идея организовать совместные путешествия в детском саду не только по территории нашей страны, но и расширить границы, побывав за ее пределами.
Для того чтоб реализовать свою идею, я использовала технологию проектной деятельности. Проектная деятельность–это уникальный способ сотворчества, сотрудничества взрослых и детей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию.
Данный проект позволил организовать деятельность детей в познавательном, творческом направлении, материал, подобранный для изучения является дополнением к основной общеобразовательной программе детского сада, что позволит пополнить, расширить, обобщить знания детей по теме проекта. Воспитать любовь к людям другой нации. А как форму реализации данного проекта я выбрала путешествия.
Путешествие– близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений.
Задача взрослых–помочь разобраться и осознать многообразие мира.
После изучения данной проблемы была поставлена следующая цель
-расширение представления детей об окружающем мире, воспитание толерантности к другим культурам.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи, которые представлены на экране.
Методы и приемы для реализации проекта:
• Словесные (объяснение, рассказ, беседа);
• Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
• практические (опыт, упражнение);
• метод ментальных карт.
Погружение в тему проекта, предварительная работа с детьми, родителями, подбор методической литературы для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического, демонстрационного материала, подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, разработка конспектов ООД, стал первым этапом моей работы.
Следующий этап практический
•Создание «Дневника путешественника»; все путевые заметки наших странствий заносим в самый настоящий «Дневник путешественника». Дневник является совместной деятельностью педагога, детей и родителей, так как размещённый здесь материал является результатом совместного поиска. Вся информация расположена по порядку: символика, национальный костюм, место расположение на карте мира, достопримечательности, традиции. Дневник всегда в свободном доступе детей.
•Подборка соответствующей литературы, были приобретены атласы на каждого ребенка.
Для каждого ребенка были сделаны паспорта путешественников, в них мы отмечаем в какой стране побывали.
В группе была организована развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации, фото (национальный костюм, флаги, герб, а также куклы в национальных костюмах) страны, известные памятники, достопримечательности.
Подбор подвижных игр разных стран. Много костюмов и головных уборов, привезенных из разных стран, было принесено родителями.
Дети, совместно с родителями рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии (фото своих родственников, которые путешествовали в те или иные страны, читали художественную и научную литературу по теме проекта, просматривали мультипликационные фильмы. Так же для родителей были созданы информационные папки- передвижки.
Наше погружение в путешествие начинается с туристического бюро, дети выбирают страну, куда мы отправимся. Далее получают паспорта и мы отправляемся в путешествие.
Наше первое путешествие– по территории России.
Благодаря настенной магнитной доске познакомились с географическим положением страны, с городами, народами, которые проживают на территории нашей страны, животным и растительным миром.
Слайд 11.
Дети сами пробовали разместить магниты в зависимости от темы. Были проведены беседы об условиях проживания разных национальностей, их быте, традициях и ремеслах, совместная деятельность с педагогом «Народные промыслы России»; логические задачи на поиск сходств и различий в одежде и предметах быта разных народов, разучивание песен и танцев народов России, совместная деятельность с педагогом прослушивание этнической музыки, подвижные игры народов России; Для закрепления материала проводились различные игры "Собери картинку», «Найди отгадку», «Раскрась по образцу», «Найди картинку», «Собери картинку».
Ходилки — бродилки «Путешествие по России».
Был организован небольшой музей, каждый ребенок с родителем приносил атрибут русской культуры, который хранился у них дома.
Как итог по данной теме были проведены различные мероприятия. Хоровод «Дружат дети всей Земли».
Следующее путешествие у нас проходило по материкам. Посмотрели презентацию, узнали с детками, что такое материки, сколько их и названия материков.
Отправляемся в путешествие в удивительную страну –Китай. Поздоровались, как китайцы (Нихао). Изучили символы страны, народ, архитектуру.
Это Китай в рисунках детей.
Далее попробовали построить великую китайскую стену.
Попробовали кушать китайскими палочками.
Сделали китайские фонарики.
Побывали на китайской чайной церемонии.
После путешествий все наши открытия мы изображаем на ментальной карте, интеллект– карте. Для меня это новый способ обобщить и систематизировать знания. Выполняя данное задание дети развивают умение выделить главную мысль. Для воспитателей нашего детского сада мною был проведен мастер– класс по изготовлению ментальных карт.
В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее. Знакомство детей со странами народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. и формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить–это жить в мире и согласии.