Яна Васютина
Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР с включением приемов нейростимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
с ТНР с включением приемов нейростимуляции
Актуальность: В последнее время в моей практике встречается все больше детей со сложной структурой речевого дефекта. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, наблюдаются моторная неловкость, проблемы с координацией, дефицит внимания и ограниченные возможности его распределения, а также слабую мотивацию к коррекционной деятельности. Часто дети испытывает негативизм, связанный с постоянными просьбами взрослых «скажи правильно», а у него не получается. Для эффективной работы над звукопроизношением важно как можно больше проговаривать речевого материала с исправляемым звуком, а это бывает очень однообразно, скучно и монотонно.
Поэтому возникла необходимость включать в свою работу приемы и методы, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать координацию и внимание и повышать мотивацию.
В поисках новых форм оказания своевременной эффективной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, я изучила программу мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса Бильгоу, основателем которой, стал доктор Фрэнк Бильгоу в начале 1960-ых годов. И я стала успешно использовать ее в своей работе.
В целом, мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Почему это важно? Мозжечок выполняет или непосредственно участвует в выполнении целого ряда моторных функций. Среди них - поддержание тонуса мышц и позы, участие в поддержании равновесия тела в пространстве, программировании предстоящих движений и их осуществлении (участие в отборе мышц, контроле продолжительности и силы сокращения мышц, выполняющих движение, участие в организации и координации сложных движений (согласование функции моторных центров, контролирующих движение). Мозжечок играет важную роль в процессах моторного обучения. Совершенствуя работу мозжечка, мы меняем общую работу мозга. В процессе занятий появляются новые нейронные цепочки, которые увеличивают продуктивность деятельности мозга, повышая эффективность его работы. Межполушарные связи, которые образуются в ходе занятий, способствуют развитию пластичности мозга и дают возможность компенсации функциональных нарушений.
Я, как учитель-логопед, регулярно использую балансировочную доску Бильгоу в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и наблюдаю стабильную положительную динамику в формировании физиологических, речевых навыков. А именно, у ребят происходит развитие основных компонентов речевой системы, высших психических функций, а также улучшается координация и развивается мелкая и крупная моторика.
Тема: Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и в предложениях.
Вид занятия: тренировочное
Цель - автоматизировать звук [Л] в словосочетаниях и в предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, фонематический слух, кистевой и пальцевой праксис, концентрацию слухового внимания, памяти. Активизировать и пополнять словарный запас. Формировать умение правильно произносить звук [Л] в словах, фразах и предложениях. Развивать грамматический строй речи, употребление предлогов. Вовлекать ребенка в игровую деятельность. Развивать межполушарное взаимодействие. Стимулировать вестибулярную и тактильную систему.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать мотивацию путем игровых моментов. Воспитывать культуру поведения на занятии, самоконтроль за речью, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость в сотрудничестве с педагогом.
Планируемые результаты:
1. Ребенок умеет правильно проговаривать звук [Л] в словах, фразах и предложениях
2. Правильно согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях.
3. Концентрирует слуховое и зрительное внимание
Оборудование: картинки с визуальным расписанием, поднос с манкой, картинки с артикуляционной гимнастикой, коктейльная трубочка, ортоковрики, массажные ладошки и следы, балансировочная доска Бильгоу, мишень к доске, деревянные фигурки со звуком Л. Мячик, ноутбук, хлопок натуральный, фигурки слонов, сортер на 9 ячеек.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие
Ход образовательной деятельности
Этапы Задачи Деятельность педагога Деятельность ребенка Планируемые результаты
1. Организационный момент.
Логоритмическая песенка на ортоковриках.
Мотивация к деятельности
Развивать общего и артикуляционного праксиса. Моторное программирование. Развивать слухового внимания. Предлагает ребенку поиграть в игры, демонстрирует визуальное расписание на магнитной доске.
Дает речевую инструкцию, контролирует выполнение
Выполняет упражнения по тексту
Создание положительного психологического настроя ребенка на образовательную деятельность.
Точно и качественно выполняет движения моторной программы
2. Дыхательная гимнастика
Описание: На подносе лежат картинки присыпанные манкой, ребенок сдувает манку через трубочку и находит картинку Вырабатывать правильное речевое дыхание
Контролирует выполнение Ребенок дует на манку через трубочку и находит картинку
Выработка длительной, направленной воздушной струи.
3. Артикуляционная гимнастика
Описание: На подносе лежат картинки присыпанные манкой, ребенок сдувает манку через трубочку и находит картинку с артикуляционными упражнениями Выработка правильных движений органов артикуляции при произнесении звука Л
Дают инструкцию. Контролирует выполнение
Ребенок выполняет артикуляционные упражнения и контролирует себя с помощью зеркала.
Движения языка более четкие и скоординированные
3. Игра «Слово называй и ладошку нажимай»
Описание игры: перед ребенком лист с печатным заданием и массажные ладошки. Речевой материал: клубника, глобус, слон, платье, глаза, блокнот.
Автоматизировать звука в Л в словах. Развивать кистевой праксиса, тактильные ощущения и межполушарное взаимодействие.
Дает образец выполнения задания. Контролирует правильность выполнения Ребенок называет слово смотрит на направление стрелки (право-лево) под картинкой и нажимает на нужную ладошку правой или левой рукой.
Ребенок выполняет моторную программу. Движения кистью точные, скоординированы. Правильно произносит слова со звуком [Л] в стечениях согласных.
4. Игра «один - много»
Речевой материал: лошадь-лошади, локоть-локти, лоб-лбы, ладонь-ладони, лодка-лодки, стол-столы, стул-стулья, лампа-лампы.
Автоматизировать звук Л. Закреплять навык подбирать слова во множественном числе. Держать равновесие, стоя на балансировочной доске. Развивать ловкость и координацию. Дает речевую инструкцию. Устанавливает доску. Контролирует положение ребенка на доске. Кидает мяч, проговаривает речевой материал Ребенок стоит на доске, ловит и кидает мячик, одновременно изменяя слово, подбирая форму множественного числа.
Правильно проговаривает слова со звуком Л
Ребенок ощущает положение своего тела. Движения четкие и скоординированные.
Навык словоизменения закрепляется
5. Игра «Посчитай предметы»
Описание игры: На мишени обратной связи в каждом секторе лежат деревянные фигурки со звуком Л. Каждый сектор обозначен фигурой (квадрат, треугольник, круг, цифрой, нанесенной в произвольном порядке (от 1до 9) и цветом (желтый, красный, зеленый) Стоя на балансировочной доске Бильгоу, кидать мешочек с крупой в заданный сектор на мишени и проговаривать фразу. Например: три зеленых стула, пять желтых палаток, две желтые ложки и т. д.
Автоматизировать звук Л во фразе. Держать равновесие на балансировочной доске. Развивать координацию и пространственные представления. Дает речевую инструкцию. Например: попади в зеленый квадрат, попади в фигуру над желтым кругом, попади между желтым треугольником и красным квадратом и т. д.
Контролирует положение ребенка на доске. Ребенок стоит на доске, кидает мешочек в заданную ячейку, называет предмет и согласовывает с числом: три зеленых стула, пять желтых палаток, две желтые ложки и т. д.
Ребенок правильно проговаривает фразу. Равновесие держит. Координация движений четкая. Пространственные представления закрепляются.
6. Игра «Логопедические крестики-нолики»
Описание игры: в ячейки сортера раскладываем фигурки со звуком Л. В каждую ячейку по две фигурки. Правила игры как в классических «Крестиках-ноликах» Предметы (в данной игре хлопок и слоны) заменяют «крестики» и «нолики».
Автоматизировать звук л в предложениях.
Активизировать словарь. Тренировать навык правильного употребления окончаний существительных в винительном падеже.
Развивать вынимание, мышление, логику. Объясняет правила игры, дает речевой образец. Делает ход проговаривая фразы: «кладу хлопок на лук и белку» и т. д. Ребенок выполняет действия по инструкции. Проговаривает фразы: «кладу слона на лампу и булавку» «кладу слона на куклу и платье» т. д.
Проговаривает фразы со звуком [Л]. Правильно употребляет окончания существительных в винительном падеже
Итог
Рефлексия Как думаешь, хорошо ты сегодня поработал?
Что было самым трудным?
Ты молодец!
Ответ ребенка…
Ребенок доволен своими результатами
Рефлексивный анализ: На занятии присутствовал мальчик 6 лет с ТНР. Я считаю, что мне удалось создать благоприятный эмоциональный фон, положительно настроить ребенка на работу. Используя приемы нейростимуляции, такие как: мозжечковая, тактильная стимуляция, межполушарное взаимодействие, я смогла реализовать задуманное. Разнообразие игр позволило ребенку быть заинтересованным в течение всего занятия. Это позволило максимально эффективно поработать над автоматизируемым звуком, слуховым вниманием, активизацией словаря, грамматическими формами, общей и мелкой моторикой, высшими психическими функциями.
Список использованной литературы:
1. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: http://www.b17.ru/article/113707/
2. Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. Нейротренажеры РФ. Методическое пособие от 01.07.2020 г.
3. Тарасова О. А. Чернышева Ю. А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта. – М. Издательство Перо,2021.-271