Получи документы

Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР с включением приемов нейростимуляции

Яна Васютина
Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР с включением приемов нейростимуляции
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста

с ТНР с включением приемов нейростимуляции

Актуальность: В последнее время в моей практике встречается все больше детей со сложной структурой речевого дефекта. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, наблюдаются моторная неловкость, проблемы с координацией, дефицит внимания и ограниченные возможности его распределения, а также слабую мотивацию к коррекционной деятельности. Часто дети испытывает негативизм, связанный с постоянными просьбами взрослых «скажи правильно», а у него не получается. Для эффективной работы над звукопроизношением важно как можно больше проговаривать речевого материала с исправляемым звуком, а это бывает очень однообразно, скучно и монотонно.

Поэтому возникла необходимость включать в свою работу приемы и методы, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать координацию и внимание и повышать мотивацию.

В поисках новых форм оказания своевременной эффективной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, я изучила программу мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса Бильгоу, основателем которой, стал доктор Фрэнк Бильгоу в начале 1960-ых годов. И я стала успешно использовать ее в своей работе.

В целом, мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Почему это важно? Мозжечок выполняет или непосредственно участвует в выполнении целого ряда моторных функций. Среди них - поддержание тонуса мышц и позы, участие в поддержании равновесия тела в пространстве, программировании предстоящих движений и их осуществлении (участие в отборе мышц, контроле продолжительности и силы сокращения мышц, выполняющих движение, участие в организации и координации сложных движений (согласование функции моторных центров, контролирующих движение). Мозжечок играет важную роль в процессах моторного обучения. Совершенствуя работу мозжечка, мы меняем общую работу мозга. В процессе занятий появляются новые нейронные цепочки, которые увеличивают продуктивность деятельности мозга, повышая эффективность его работы. Межполушарные связи, которые образуются в ходе занятий, способствуют развитию пластичности мозга и дают возможность компенсации функциональных нарушений.

Я, как учитель-логопед, регулярно использую балансировочную доску Бильгоу в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и наблюдаю стабильную положительную динамику в формировании физиологических, речевых навыков. А именно, у ребят происходит развитие основных компонентов речевой системы, высших психических функций, а также улучшается координация и развивается мелкая и крупная моторика.

Тема: Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и в предложениях.

Вид занятия: тренировочное

Цель - автоматизировать звук [Л] в словосочетаниях и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, фонематический слух, кистевой и пальцевой праксис, концентрацию слухового внимания, памяти. Активизировать и пополнять словарный запас. Формировать умение правильно произносить звук [Л] в словах, фразах и предложениях. Развивать грамматический строй речи, употребление предлогов. Вовлекать ребенка в игровую деятельность. Развивать межполушарное взаимодействие. Стимулировать вестибулярную и тактильную систему.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать мотивацию путем игровых моментов. Воспитывать культуру поведения на занятии, самоконтроль за речью, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость в сотрудничестве с педагогом.

Планируемые результаты:

1. Ребенок умеет правильно проговаривать звук [Л] в словах, фразах и предложениях

2. Правильно согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях.

3. Концентрирует слуховое и зрительное внимание

Оборудование: картинки с визуальным расписанием, поднос с манкой, картинки с артикуляционной гимнастикой, коктейльная трубочка, ортоковрики, массажные ладошки и следы, балансировочная доска Бильгоу, мишень к доске, деревянные фигурки со звуком Л. Мячик, ноутбук, хлопок натуральный, фигурки слонов, сортер на 9 ячеек.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие

Ход образовательной деятельности

Этапы Задачи Деятельность педагога Деятельность ребенка Планируемые результаты

1. Организационный момент.

Логоритмическая песенка на ортоковриках.

Мотивация к деятельности

Развивать общего и артикуляционного праксиса. Моторное программирование. Развивать слухового внимания. Предлагает ребенку поиграть в игры, демонстрирует визуальное расписание на магнитной доске.

Дает речевую инструкцию, контролирует выполнение

Выполняет упражнения по тексту

Создание положительного психологического настроя ребенка на образовательную деятельность.

Точно и качественно выполняет движения моторной программы

2. Дыхательная гимнастика

Описание: На подносе лежат картинки присыпанные манкой, ребенок сдувает манку через трубочку и находит картинку Вырабатывать правильное речевое дыхание

Контролирует выполнение Ребенок дует на манку через трубочку и находит картинку

Выработка длительной, направленной воздушной струи.

3. Артикуляционная гимнастика

Описание: На подносе лежат картинки присыпанные манкой, ребенок сдувает манку через трубочку и находит картинку с артикуляционными упражнениями Выработка правильных движений органов артикуляции при произнесении звука Л

Дают инструкцию. Контролирует выполнение

Ребенок выполняет артикуляционные упражнения и контролирует себя с помощью зеркала.

Движения языка более четкие и скоординированные

3. Игра «Слово называй и ладошку нажимай»

Описание игры: перед ребенком лист с печатным заданием и массажные ладошки. Речевой материал: клубника, глобус, слон, платье, глаза, блокнот.

Автоматизировать звука в Л в словах. Развивать кистевой праксиса, тактильные ощущения и межполушарное взаимодействие.

Дает образец выполнения задания. Контролирует правильность выполнения Ребенок называет слово смотрит на направление стрелки (право-лево) под картинкой и нажимает на нужную ладошку правой или левой рукой.

Ребенок выполняет моторную программу. Движения кистью точные, скоординированы. Правильно произносит слова со звуком [Л] в стечениях согласных.

4. Игра «один - много»

Речевой материал: лошадь-лошади, локоть-локти, лоб-лбы, ладонь-ладони, лодка-лодки, стол-столы, стул-стулья, лампа-лампы.

Автоматизировать звук Л. Закреплять навык подбирать слова во множественном числе. Держать равновесие, стоя на балансировочной доске. Развивать ловкость и координацию. Дает речевую инструкцию. Устанавливает доску. Контролирует положение ребенка на доске. Кидает мяч, проговаривает речевой материал Ребенок стоит на доске, ловит и кидает мячик, одновременно изменяя слово, подбирая форму множественного числа.

Правильно проговаривает слова со звуком Л

Ребенок ощущает положение своего тела. Движения четкие и скоординированные.

Навык словоизменения закрепляется

5. Игра «Посчитай предметы»

Описание игры: На мишени обратной связи в каждом секторе лежат деревянные фигурки со звуком Л. Каждый сектор обозначен фигурой (квадрат, треугольник, круг, цифрой, нанесенной в произвольном порядке (от 1до 9) и цветом (желтый, красный, зеленый) Стоя на балансировочной доске Бильгоу, кидать мешочек с крупой в заданный сектор на мишени и проговаривать фразу. Например: три зеленых стула, пять желтых палаток, две желтые ложки и т. д.

Автоматизировать звук Л во фразе. Держать равновесие на балансировочной доске. Развивать координацию и пространственные представления. Дает речевую инструкцию. Например: попади в зеленый квадрат, попади в фигуру над желтым кругом, попади между желтым треугольником и красным квадратом и т. д.

Контролирует положение ребенка на доске. Ребенок стоит на доске, кидает мешочек в заданную ячейку, называет предмет и согласовывает с числом: три зеленых стула, пять желтых палаток, две желтые ложки и т. д.

Ребенок правильно проговаривает фразу. Равновесие держит. Координация движений четкая. Пространственные представления закрепляются.

6. Игра «Логопедические крестики-нолики»

Описание игры: в ячейки сортера раскладываем фигурки со звуком Л. В каждую ячейку по две фигурки. Правила игры как в классических «Крестиках-ноликах» Предметы (в данной игре хлопок и слоны) заменяют «крестики» и «нолики».

Автоматизировать звук л в предложениях.

Активизировать словарь. Тренировать навык правильного употребления окончаний существительных в винительном падеже.

Развивать вынимание, мышление, логику. Объясняет правила игры, дает речевой образец. Делает ход проговаривая фразы: «кладу хлопок на лук и белку» и т. д. Ребенок выполняет действия по инструкции. Проговаривает фразы: «кладу слона на лампу и булавку» «кладу слона на куклу и платье» т. д.

Проговаривает фразы со звуком [Л]. Правильно употребляет окончания существительных в винительном падеже

Итог

Рефлексия Как думаешь, хорошо ты сегодня поработал?

Что было самым трудным?

Ты молодец!

Ответ ребенка…

Ребенок доволен своими результатами

Рефлексивный анализ: На занятии присутствовал мальчик 6 лет с ТНР. Я считаю, что мне удалось создать благоприятный эмоциональный фон, положительно настроить ребенка на работу. Используя приемы нейростимуляции, такие как: мозжечковая, тактильная стимуляция, межполушарное взаимодействие, я смогла реализовать задуманное. Разнообразие игр позволило ребенку быть заинтересованным в течение всего занятия. Это позволило максимально эффективно поработать над автоматизируемым звуком, слуховым вниманием, активизацией словаря, грамматическими формами, общей и мелкой моторикой, высшими психическими функциями.

Список использованной литературы:

1. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: http://www.b17.ru/article/113707/

2. Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. Нейротренажеры РФ. Методическое пособие от 01.07.2020 г.

3. Тарасова О. А. Чернышева Ю. А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта. – М. Издательство Перо,2021.-271

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика»Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика» Опыт работы Инновационной образовательной технологии (проблемный метод обучения) • Образовательная деятельность по познавательно- речевому.

Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России»Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России» Фотоотчёт "Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России». Выполняем перестроение с флагами:.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР с включением приемов нейростимуляции
Опубликовано: 22 января 2025 в 05:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР с включением приемов нейростимуляции» (включая файлы) размещена пользователем Яна Васютина (УИ 362599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД