Ирина Пугачева
«Прогулка по осеннему лесу». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование грамматического строя речи.
Задачи. Закреплять знания детей по теме: «Осень», понятия: «живая и неживая природа». Упражнять в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа. Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.
Материалы. Мягкая игрушка «Старичок-лесовичок»; мяч; иллюстрации (по 5 шт.): деревья, животные, птицы, грибы; иллюстрация с изображением осеннего леса; коробка, оформленная в виде подарка; иллюстрации с изображением листьев берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Когда это бывает? (Это бывает осенью).
- Правильно, это время года – осень. Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.)
- А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)
- Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Игра «Закончи предложение»
- Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)
- А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц? (Наступил ноябрь. третий месяц осени.)
- Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь!
- Вы любите гулять? (Да)
- Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да)
- Тогда друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!
Игровое упражнение «Змейка»
(Аудиозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
- Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес.)
- Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. Музыку сделать громче. Незаметно появляется Старичок –лесовичок).
- Откройте глаза…Ой, посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок-Лесовичок.
Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем.)
- Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитываю все живое в своём лесу: растения, животных, птиц, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне? (Педагог готовит магнитную доску с цифрами и иллюстрациями.)
Игра «Посчитай и назови»
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна птица. Две птицы. Три птицы. Четыре птицы. Пять птиц.
Одно животное. Два животных. Три животных. Четыре животных. Пять животных.
- К какой природе относятся эти обитатели леса? (К живой природе)
- Чем отличается живая природа от неживой? (ответы детей).
- Живая природа (дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает); неживая природа (не дышит, не растет, не развивается, не двигается).
- Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего леса.)
- Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить? (Предположения детей.)
- Давайте спросим об этом у Лесовичка. Лесовичок, почему грустят твои деревья?
Лесовичок: - Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили. А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад)
- Послушайте, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.
Игра: «Составь слово»
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает – снегопад
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились (Приседание)
Дождик стал по ним стучать: «Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте)
Листья насквозь все пробил (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками)
Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т. п.)
- А давайте их ласково назовём!
Игра «Назови ласково» (С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Ель/ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Липа – липонька/липушка
- Сосна – сосенка
- Клён – кленок/кленочек
Воспитатель: Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок!
- А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?
Игра «Эхо» (С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь, а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).
Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т. п.
Воспитатель: Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться.
Лесовичок: - Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите!
- До свидания, рад был вас видеть!
Воспитатель: Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.
Игровое упражнение «Змейка»
(Музыку сделать громче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту. После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке раскраски с изображением осенних листьев с разных деревьев. Воспитатель раздаёт ребятам раскраски – листья).
Воспитатель: Какие красивые листья подарил нам Лесовичок! Мой лист с берёзы - березовый, а твой? Как он называется? (Индивидуальные обращения к детям)
Д/игра «Какой лист»
Мой лист с дуба- дубовый, (с клена, рябины, осины, липы).
Итог.
- Вам понравилась прогулка с Лесовичком? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)
- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и раскрасим листья в осенние цвета и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)