Анна Торопчина
«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР»
Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справиться ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устраняемого нарушения речи, как общее недоразвитие речи. Хочу остановиться на расшифровке этого термина. ОНР – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Общее недоразвитие речи делится на три уровня. Основной контингент дошкольников в группах с ОНР в нашем детском саду составляют дети со вторым и третьим уровнем речевого развития.
Публикация «„Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Второй уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). На этом уровне возможно употребление в речи: местоимений, союзов, некоторых предлогов, дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказать о семье. Но у детей отмечаются ограниченные возможности использования детьми предметного словаря, словаря действий и признаков. Они не знают многих цветов, формы и размера предметов; заменяют слова другими, близкими по смыслу, навыками словообразования и словоизменения практически не владеют. Также отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций. Грубо нарушено звукопроизношение, слоговая структура слов.
Более высокий третий уровень ОНР. Этот уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами лексико-грамматическими и фонетико-фонематического недоразвития. То есть дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, которые вносят в их речь ясность. Диагностическим показателем данного уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры слов. На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Поэтому близкому окружению детей с третьим уровнем кажется, что если ребенок научится говорить тот или иной звуковой дефект устранен – речь ребенка понятна, а значит, никакой речевой аномалии у ребенка больше нет. И работу логопедов на данных группах сводят к минимальному и быстро достижимому результату постановке дефектных звуков. Хотя на самом деле коррекционная работа на данных группах представляет собой целенаправленный сложный процесс, охватывающий все стороны формирования речевых навыков детей:
- обогащение и активизация словарного запаса, посредством, изучаемых, лексических тем;
-обучение правильному употреблению ряда грамматических категорий русского языка;
-развитие навыков связной речи;
-коррекция звукопроизношения;
-развитие фонематического слуха;
-овладение навыками анализа и синтеза фонем;
-подготовка к обучению грамоте.
Осуществлять такой объем работы можно лишь при условии комплексного и систематического специального обучения дошкольников, который выражается в следующем:
-медикаментозное лечение (многим детям назначается на ПМПК консультирование невролога, т. к. у детей с ОНР зачастую речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности).
-логопедическое воздействие осуществляется посредством организации и проведения коррекционных занятий. Это подгрупповые занятия, в силу многочисленности групп фронтальные занятия заменились на подгрупповые. Эти занятия двух видов: развитие навыков связной речи, развитие звукопроизношения – это на первом году обучения. И развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте – это на втором году обучения. А также индивидуальные занятия по постановке и отработке дефектных звуков.
-максимальная помощь воспитателей в проведении коррекционной работы. Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой по особой системе – с учетом лексических тем. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.) Систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
-участие в коррекционном воздействии других узких специалистов: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Важную роль в развитии речи детей играет развитие мелкой моторики пальцев рук.
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между воспитателем и ребенком.
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь. Вот почему правильное ее развитие имеет огромное значение в процессе воспитания детей. Озорные стихи и считалочки не только позволят вам весело проводить физкультминутки, но и помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Кроме радости и веселья, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ІІ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры.
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Японская печатная машинка»
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трё х вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаё тся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещё н свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
3. Игры для развития грамматического строя речи
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит.)
4. Игры для развития связной речи
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Предложите родителям интересные занятия с детьми дома, которые помогут им в развитии речи.
1. Массаж пальцев, начиная с большого до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).
2. 2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).