Ирина Репина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
структурное подразделение «Красносельцовский детский с ад»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Сообщение на педсовете.
Подготовила:
музыкальный руководитель Репина И. В.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи, и стремятся выразительно передавать их действия. Музыка в играх – драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или слушают игру на различных музыкальных инструментах. Детям нравится самими обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомых литературных сюжетов. Театр превращается для них в настоящий праздник. Инсценировки, музыкальные спектакли, поставленные в детском исполнении, позволяют включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Параллельно проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Театрализованная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Как отмечает Петрова В. Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей знаний, и умений, благодаря которым создается «продукт» отличающийся оригинальностью, уникальностью, неповторимостью. Педагог, увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей.
Становление компетентности ребенка в различных видах деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процессе развития театральной деятельности ребенка позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а так же создавать условия, активизирующие потребности детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.
При работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. В танцевальном творчестве я развивала желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
С детьми подготовили и показали утренники на основе сказок: «Стрекоза и Муравей», «Репка», «Снегурушка» и т. д. В праздники и развлечения включались инсценировки из сказок: «Золушка», «Маша и медведь», «Колобок» и мн. др. В качестве сюрпризных моментов приходили герои из сказок.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования, утверждены и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, усложняются и задачи, стоящие перед педагогами и дошкольниками. Очень важной остается задача развития творческой личности.
В результате работы было выявлена роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка :
- театральная деятельность в дошкольном возрасте – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности;
- коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение, самостоятельное творчество развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;
- успешное развитие творческой личности возможно при создании определенных условий.
Определены условия для формирования творческой личности :
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей.