марина волкова
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого- педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова,П. Г. Саморукова,С. Н. Николаевой,Н. А. Рыжовой,А. В. Староверова и др.) указывается на необходимость использовать дошкольный период для осознанно правильного отношение детей к природе, освоению элементарных природоведческих знаний о живой и неживой природе, воспитание элементарного чувства ответственности за все живое и практической деятельности в природе, что и является показателем степени экологической культуры детей.
Публикация «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.
Экологическое образование имеет интеграционный характер, способствует развитию мышления, творчества, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности. А экологические знания становятся основой экологического воспитания, которое тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира
-2-
(и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, с умением понимать, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. Экологическая культура - это ценностное отношение к природе, которое базируется на элементарных природоведческих знаниях и определяет мотивы поступков и поведения детей и взрослых в природе.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание ее сохранить);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу, охране и защите природы. (1-слайд)
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой и его поведение в природе. Благодаря этому, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении формирования экологической культуры детей и грамотности, умение жить в гармонии с природой. Важно сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей; учить и воспитывать – играя в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.
-3-
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. (2-слайд)
Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам. (3-слайд)
Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.
Игра как метод экологического воспитания –это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования: (слайд-№4)
а) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
б) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;
г) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
д) в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;
е) необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.
-4-
Классификация игр.
1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.
Творческие игры:
сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные. (слайд5)
2. По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: «Живая природа» и «Неживая природа».
3. По форме организации выделяют :
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
4. По направленности действий делятся на: -сенсорно- моторные;-предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные); - социальные;- соревновательные.
Для того, чтобы игра стала увлекательной, доступной и увлекательной необходимо учитывать дидактические принципы:- доступность, повторяемость и постепенность выполнения действий. (слайд № 6)
Дети любят играть, поэтому с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть. А играя, под умелым руководством взрослого, у ребенка формируются экологические знания и культура. Наиболее обширную группу составляют дидактические игры: их сущность заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания, что позволяет обеспечить возможность усвоения экологических представлений, пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней, формировать мотивы и практические умения