Марина Гукова
Развитие мелкой моторики у младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС
Хочу начать свою презентацию с цитаты академика педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского.
(2 слайд) «Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
Публикация «Развитие мелкой моторики у младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
В настоящее время известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации, не успевают за ребятами. Поэтому, возможностей освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько (слайд 3)
У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребёнка вызывает трудности в дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счётом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств.
(слайд 4) Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Поэтому выбрав тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС», решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями и педагогами детского сада.
Актуальность проблемы и послужила основанием для выбора темы данной работы.
(слайд 5) Основная цель работы: развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС.
Достижение поставленной цели возможно только при успешном решении следующих задач:
1. Совершенствовать предметно-окружающую среду группы для развития мелкой моторики;
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
3. Внедрение в работу методов и приёмов, способов работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
4. Привлечь родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук;
5. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей;
6. Формировать координацию движений;
7. Способствовать развитию творческих способностей;
8. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь;
9. Стимулировать зрительное и слуховое восприятия;
(слайд 6)Объектом исследования является развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Предметом исследования - процесс развития мелкой моторики младших дошкольников в процессе игровой и продуктивной деятельности.
Ход работы определяется следующей гипотезой:(слайд 7) мы предполагаем, что процесс развития мелкой моторики ребёнка будет более эффективным при регулярной и разнообразной организации деятельности, построенной с учётом особенностей развития у дошкольников, и будет быстрее развиваться при соблюдении следующих условий, если:(слайд 7)
1. систематически и целенаправленно организовывать работу по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
2. использовать методы и приемы, вызывающие у детей интерес к различным видам детской деятельности.
3. осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе по мелкой моторике.
Новизна данной работы заключается в использовании различных дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой.
В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты.
Сроки: Работа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы:
(слайд 8)
1 этап: (Диагностический)
А) Мониторинг уровня развития мелкой моторики руки
По результатам мониторинга была составлена диаграмма:
Исходя из результатов начального мониторинга можно сделать вывод, о том, что в начале учебного года многие дети неправильно держали в руках карандаш, не было нажима или наоборот, сильно давили на карандаш; не могли ориентироваться на листе бумаги; не было навыков работы с пластилином, составления узоров, выполнение аппликаций. Из 15 детей, 5 человек справились с заданиями, что составляет 21% имеют средний балл, то есть выполняют задания частично, высокого балла нет ни у одного ребенка.
Б) Было проведено анкетирование родителей с целью выявить компетентность родителей по данной теме.
Результаты анкетирования показали, что в основном родители не имеют представления, что такое «Мелкая моторика» и как её развивать у детей. С родителями было необходимо провести консультации, индивидуальные беседы, были показаны конкретные игры и упражнения.
2 этап: (Формирующий)
1) Изучить научно-методическую литературы по теме: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников», изучить авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
2)Составить картотеку игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год для детей младшего дошкольного возраста, подобрать наглядно-информационный и консультативный материал для родителей.
3 этап:(Заключительный)
Анализ результатов проделанной работы, провести промежуточный мониторинг развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через игровые и продуктивные виды деятельности. Диагностика развития мелкой моторики на конец работы, подведение итогов.
(слайд 10)Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков "говорит" о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Развитие мелкой моторики важно ещё и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребёнку понадобятся точные координированные движения, чтобы рисовать, писать, одеваться.
Известный физиолог Павлов также подтверждал роль моторики в развитии человека : «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
(слайд 10) Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса шнурования ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, в дальнейшем появляются проблемы с письмом и в целом с обучением в школе, ведь моторика и речь тесно связаны.
(слайд 11) Изучением этой проблемы занимались ученые
(слайд12) Иван Михайлович Сеченов писал: «Что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста очень важная задача для педагогов и родителей. Только в совместной постоянной и систематической работе можно добиться положительных результатов. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей нужно начинать как можно раньше с младенческого возраста.
(слайд13) Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях можно использовать пальчиковые игры, различные виды игровой и продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация, игры для пальцев с пением, игры с мячом, теневой театр, мозаику и другие средства.
(слайд 14) В интересах самого ребёнка начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.
(Слайд15-16) Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и разнообразной.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, мы старались широко
использовать приемы наглядности: показывали предмет, давали возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:
·систематичность проведения игр и упражнений.
·последовательность - (от простого к сложному).
·все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
·если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
(слайд 17) В своей работе руководствовались основными принципами:
Принцип доступности: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.
Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и разнообразной.
(слайд18-19) Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
(слайд 20)Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.
Также эффективны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук. (слайд 21) Особое место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями.
(слайд22) Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как несведущая рука оказывается ущербной. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь несведущую руку сделать более активной.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
(слайд 23-28) Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.
Вот несколько примеров того, как дома можно увлекательно и разнообразно проводить работу по формированию мелкой моторики рук у детей.
• игры с пуговицами Важно: Помнить, что, когда дети играют с мелкими предметами, нужно всегда находиться рядом и следить за тем как ребёнок берёт пуговки и кладёт их на карточку. Обязательно перед игрой сосчитать количество пуговиц и также в конце игры.
• игры шнуровки
• игры с прищепками
• игры с крышками от бутылок
• игры с сыпучими материалами
• игры с бусинами, макаронами
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
(слайд 29) Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).
(слайд 30Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Она должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом.
(слайд 31) Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.
(слайд 32) По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: Работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т. д. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.
(слайд 33) Организованна предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ продолжают добиваться поставленной цели.
(слайд 34-35) Большое внимание уделялось работе с родителями. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года проведено родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», где родителей ознакомили с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, предложили осуществлять работу в трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте»
В родительском уголке помещаем рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся
трудными. Не забывать хвалить ребенка.
(слайд 36) В результате, проделанной работы мы увидели следующее, что в начале года у детей был низкий уровень развития мелкой моторики, дети не могли правильно держать в руке карандаш ложку, у них возникали затруднения в продуктивной деятельности. К середине года дети лучше стали справляться с заданиями: с удовольствием нанизывали бусы и пуговицы на леску; сматывали ленточки на карандаш; перебирали и сортировали различные крупы и семена (рис, горох, фасоль, бобы и т. д.).
Дети стали с увлечением играть, кисти рук приобрели подвижность, гибкость, но не все дети справлялись с заданиями, у некоторых ещё есть скованность движений руки, концентрации внимания, глазомера и т. д.
Положительную динамику можно увидеть на диаграмме
Таким образом работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста должна проводиться регулярно и систематически, а это в свою очередь способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.