Светлана Рыжкова и Евгения Войко
Развитие математических способностей у детей через конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у детей через конструирование.
"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".
В. Сухомлинский.
Формирование и развитие математических способностей – одна из распространенных проблем с которой сталкиваются воспитатели. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Публикация «Развитие математических способностей у детей через конструирование» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время педагоги в своей работе интенсивно применяют инновационные технологии. Работают в ногу со временем в соответствии с ФГОСами
Так как стандарты направлены на развитие у ребёнка самостоятельности, любознательности, инициативности, я большее внимание стала уделять наблюдениям за процессом игры и выяснила, что одним из любимых видов детской деятельности является конструирование.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия, пространственная ориентировка. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Наблюдая за одним из воспитанников в старшей группе, я обратила внимание на его интерес к использованию конструкторов разного вида. В начале решила выяснить, что хочет он строить, предложила рассказать об этом: для кого, или чего? из каких деталей? в какой последовательности? Таким образом, ему приходилось предварительно обдумывать процесс возведения своей постройки.
Исходя из рассказа мальчика поняла, что могу для развития математических способностей у детей использовать такую форму работы, как конструирование.
Для развития конструктивных способностей создала центр «Конструкторское бюро», где дети могут делать свои «первые шаги» на пути к овладению удивительным искусством конструирования. В «Конструкторском бюро» находятся разнообразные виды конструкторов (деревянные, пластмассовые, металлические, графические модели, чертежи, схемы, фотографии по которым дети учатся строить предметы.
Пришла к выводу, что используя конструирование в развитие математических способностей, я могу в своей воспитательной работе развивать и формировать следующие умения и навыки:
• Сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
• Первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
• Высшие психические функции (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
• Ориентировку в пространстве и на плоскости;
• Тренировку пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
• Сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
• Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, (т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
• С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким.
Моя стратегия педагогической поддержки детей в процессе конструирования.
- В процессе наблюдений за играми детей выявляла склонности и способности к какой-либо самостоятельной деятельности (конструирование, рисование, лепка, сюжетно-ролевая игра, экспериментирование и т. д.).
- Создала условия для развития конструкторских способностей : уголок «Конструкторское бюро», в который входят различные виды конструкторов, графические схемы, модели, чертежи и т. д.
- Далее использовала непринужденную беседу в игре с детьми, которая формирует у них привычку обдумывать процесс своей деятельности (умение зрительно представлять свою постройку в воображении) : что строить, каков будет размер постройки, какой понадобится материал и т. д.
- Использую приемы обучения конструированию в игре и в непосредственной образовательной деятельности: по показу педагога («Смотри, какой я гараж для джипа построила, хочешь и тебя научу такой же гараж строить», по образцу, схеме, графической модели («А здесь, ты видишь, сколько разных гаражей, можно любой из них построить», по собственному замыслу («А ты можешь построить школу?»).
- А также такие приемы обучения, как: показ действий без образца, показ готового образца и предложение догадаться, как он сделан; рассматривание и анализ образцов; использование рисунков, чертежей, фотографий, силуэтов, схем построек.
- Организую детское конструирование «от простого к сложному». В начале конструирование по образцу, затем по модели и наконец, по условиям и самостоятельное - по воображению.
- Приветствую привлечение к своей постройке товарищей. Формирую тем самым умения договариваться, рассказывать о своем замысле, о том, чего хочет от других детей и т. д.
- Использую поощрения, похвалу для стимуляции процесса постройки, ее значимости.
- Заключительный этап - анализ готовой постройки. Высказываю свое мнение (всегда нахожу положительные стороны, другие дети высказываются. Сам ребенок рассказывает о том, что же у него получилось, чего бы ему хотелось.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором, у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Конструктор есть почти в каждой семье. Это прекрасное средство обучения. Увлекаясь игрой с конструктором, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.