Анна Георгиевна Гетманова
Модифицированная программа «Школа казачат»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа разработана на основе требований предъявляемых к структуре, содержанию программ, ФГОС дошкольного образования. Содержание программы «Школа казачат» направлено на достижение следующей цели: Реализация регионального компонента через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края и города - Краснодара (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта)
Публикация «Модифицированная программа „Школа казачат“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
-региональным компонентом во всех видах совместной и самостоятельной
деятельности детей;
-учёт специфики национально-культурных, демографических, климатических
условий южного региона;
-использование современных технологий по ознакомлению детей с историей, бытом и культурой малой родины, по формированию духовно-нравственной культуры в совместной, самостоятельной деятельности детей и в тесном взаимодействии с родителями;
Направленность программы : приобщение подрастающего поколения
к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами;
способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Предлагаемая программа формирования представлений о родном крае дошкольников обеспечивает преемственность обучения детского сада и начальных классов в соответствии с программой по курсу «Кубановедение».
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно-образовательной деятельности. Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города,
края, но исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения, для которых Кубань - малая родина, это уникальная часть России.
Тип программы : образовательная.
Образовательная область: познавательное развитие.
Формы реализации программы : подгрупповая, фронтальная. В рамках организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Методы и формы организации работы с детьми:
- совместная деятельность с детьми: образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;
- создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач;
- поисково-исследовательская деятельность;
- метод самореализации: участие в акциях, мероприятиях, соревнованиях,
походах, экскурсиях;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
.1. Актуальность программы для развития системы дошкольного образования :
В дошкольном учреждении одна из основных задач - нравственно-патриотическое воспитание, поскольку любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно из жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но их родителями, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Реализация регионального компонента через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта)
Задачи:
Приобщать детей дошкольного возраста к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Формировать знание о коренном населении, их образе жизни, традициях.
Знакомить детей с традициями и обычаями народностей Краснодарского края.
Расширить представление о крае, истории возникновения Краснодарского края, его освоении.
Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется Краснодарским краем, его характерные особенности.
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы края от условий жизни.
Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота родного края зависят от нас
самих.
Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его уникальные богатства.
Знакомить с «Красной книгой» Краснодарского края.
Теоретические и методологические основания программы (научно-педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции, положенные в основу программы :
Детский сад находится на территории Краснодарского края. Реализация регионального компонента проходит через знакомство
с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта, изучение и максимальное использование благоприятных климатических и природных особенностей южного региона при организации воспитательно-образовательной деятельности. Вся образовательная работа по реализации регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими национальными особенностями своего района помогает повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать чувство привязанности к своей малой Родине.
Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социумом, в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.
Для реализации регионального компонента используются материалы методическое пособие «Дошкольникам о Кубани» сост. Т. А. Трифонова
Региональный компонент предусматривает:
• приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
• развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни станицы, города, городских, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
Программа направлена на формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае.
Любой уголок нашей страны неповторим. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким ему людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И
хотя многие его впечатления еще не осознаны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития ребенка.
Поэтому вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально.
Содержание программы, изложенное относительно принципиальных особенностей программы : категории участников, сроков реализации и др.
Возрастная направленность: дошкольный возраст (дети от 6 до 7 лет).
Срок реализации: 1 год.