Алена Астальская
Модифицированная образовательная программа художественно-эстетической направленности для старших дошкольников
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом Совете заведующий МБДОУ детский
протокол №_от 01.09.2017 г. сад «Солнышко» Матыскина Н. И.
приказ №89 от «_01»_09_2017г.
Модифицированная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Модифицированная образовательная программа художественно-эстетической направленности для старших дошкольников» размещена в разделах
(5 – 7 лет)
«Волшебный мир театра!»
Срок реализации программы : 2 года.
Авторы: Астальская Алёна Сергеевна- воспитатель
Аникина Елена Викторовна - воспитатель
с. Кожевниково 2017 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка стр. 3.
2. Актуальность стр. 5.
3. Новизна, педагогическая целесообразность стр. 5.
4. Формы работы стр. 7.
5. Образовательные области стр. 8.
6. Ожидаемый результат стр. 8.
7. Список литературы стр. 11.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр – это волшебный мир!
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов
Сегодня, когда широко фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Настоящая программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста, а также с детьми, имеющими задержку речевого развития. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
При организации и оформлении развивающей предметно- пространственной среды театрализованной деятельности следует опираться на такие принципы как:
Принцип гибкого зонирования;
Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия;
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе;
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Таким помещением является музыкальный зал. Театральная деятельность будет проходить во вторую половину дня.
Работа театрализованной деятельности проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей.
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Беседы с родителями, их участие помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Актуальность программы :
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Новизна, педагогическая целесообразность :
Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты.
Новый подход к организации театрализованной деятельности, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей. Предоставление ребёнку возможности для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Возможность научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ.
Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.
Цель программы — развитие творческих способностей и речевого развития детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Образовательные :
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок.
2. Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. ;
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать желание выступать перед родителями;.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей;
3. Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
Воспитание аккуратности старательности;
Воспитание коммуникативных способностей детей.
Содержание программы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия:
25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в год — 36;
30 мин — подготовительная группа, общее количество учебных занятий в год — 36.
Режим работы:
День недели Время в режиме дня
Пятница 16.00 - 16.30
Максимальный объем образовательной нагрузки : 30мин.
Формы работы.
Театрализованные игры;
Занятия в театральном кружке; (Старшая, подготовительная группа)
Рассказы воспитателя о театре;
Организация спектаклей;
Беседы-диалоги;
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;
Чтение литературы;
Показ представлений.
Работа с детьми:
Индивидуальная;
Парная;
Подгрупповая.
Оснащё нность занятий:
Наглядные пособия;
Предметные карточки;
Сюжетные карточки;
Методические разработки;
Литература;
Музыкальные инструменты;
Игрушки;
Куклы;
Театральные костюмы;
Маски;
ТСО (компьютер, проектор и др.).
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области :
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Ожидаемый результат:
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния;
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика;
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность);
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции;
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка;
Реализация программы предполагает овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками.
Предполагаемые умения и навыки:
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Список литературы
1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2003.
4. Григорьева Т. С. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012. – 56 с.
5. Дерягина Л. Б. Играем сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.
6. Князева О. Л. – Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2003.
7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002. — 208 с.,
8. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста». М. ,2003.
9. Куцакова Л. В., Мерзляков С. И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого». М. ,2003.
10. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. «Праздники для современных малышей» Ярославль, 2002 .
11. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : Сфера, 2009. – 128с.
12. Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
13. Медведева И. Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры.» М., 2002.
14. Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.» Ярославль, 2002 .
15. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе» М. ,2000.
16. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
17. Сорокина Н. Д. Программа "Театр - Творчество - Дети" : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
18. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год.
19. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М. : «АРКТИ», 2001. Сборник «театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).
20. Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А. Б. Никитиной. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
21. Царенко Л. И. «От потешек к пушкинскому балу». М., 1999
22. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «Мзаика – Синтез» 2010г.
23. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М. : АСТ, 2008. – 448с.
24. Интернет – ресурсы.