Папки-передвижки

Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ»

Александра Балашова
Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка»

Индивидуальная программа

сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)

на 2017- 2018 учебный год

Выполнила: Балашова А. А.

г. Петрозаводск

2017

Содержание

1. Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр. 3

2. Пояснительная записка стр. 4

3. Принципы индивидуальной программы адаптации стр. 6

Публикация «Индивидуальная программа „Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ“» размещена в разделах

4. План мероприятий ДОУ, направленных на работу с ребенком-инвалидом стр. 7

5. Индивидуальный план работы воспитателей в условиях МДОУ стр. 8

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр. 13

7. Предполагаемые конечные результаты стр. 14

8. Материально-техническое обеспечение стр. 15

9. Список литературы стр. 16

1. Цели и задачи

Цель:

Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказать помощь в освоении основной образовательной программы МДОУ «Детский сад №83».

Задачи:

1. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей данного ребенка;

2. Обеспечить успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

3. Организовать и провести комплекс адаптационных мероприятий;

4. Систематизировать работу по физическому направлению ребенка-инвалида;

5. Консультационная работа с родителями по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

2. Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного образования разработана для ребенка-инвалида, посещающего МДОУ «Детский сад №83».

ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ИПР - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию.

Нормативно - правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Детский сад №83».

Конституция Российской Федерации

Конвенция ООН о правах ребенка

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2017 годы».

«Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Прокопьеву Данилу выдана индивидуальная программа реабилитации от 13.11.2017 года. Проанализировав данный документ, было выявлено, что ребенок инвалид, нуждается в проведении мероприятий, медицинской, а также психолого – педагогической реабилитации и абилитации. В индивидуальной программе реабилитации Данила, стоит отметка о том, что семья и ее члены нуждаются в информировании по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. В заключении ИПР стоит отметка о том, что у Данила имеется нарушение функции зрения, выраженного характера.

Характеристика

Дата рождения:.

Домашний адрес:.

Мама:

Папа:

Мальчик поступил в детский сад в октябре 2017 года.

В настоящее время посещает вторую младшую группу в МДОУ «Детский сад № 83».

Период адаптации мальчика прошел достаточно благополучно: не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием, хотя утреннее расставание с мамой все еще тревожно для мальчика, периодически сопровождается плачем.

Играя с детьми, активно использует речь, как средство основного общения. При всей своей особенности, умеет устанавливать контакт со своими сверстниками.

В игровой деятельности может отводить себе главную роль, может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, игру драматизацию, умеет регулировать игровые отношения между детьми, в помощи взрослых не нуждается. Большое внимание уделяет шумным и подвижным играм. Конфликтные ситуации в игре решает, при затруднениях обращается за помощью к взрослому.

Игрушки использует в соответствии с их функциональным назначением.

Интерес к образовательной деятельности проявляет активно. На занятиях по ознакомлению с окружающим может показать предметы, домашних и диких животных, овощи, фрукты, транспорт. Делится информацией с воспитателями о своей семье. На вопросы педагога отвечает активно. Диалогическая и монологическая речь развита в соответствии с возрастом.

На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование) нуждается в помощи взрослого. Плохо развиты технические навыки, часто проявляет самостоятельное творчество, не связанное с заданием. Карандаш держит неправильно.

На занятиях по физической культуре, мальчик подвижен, не стремится качественно выполнять упражнения. Пространственные представления не сформированы. Не реагирует на инструкции педагога с первого раза, требуется повторная инструкция и привлечение зрительного внимания.

КГН и навыки самообслуживания у ребенка плохо развиты, требуется помощь взрослого. Прием пищи осуществляется с затруднениями, ребенок проявляет излишнее беспокойство по поводу своей аккуратности.

Общая характеристика поведения: тревожный мальчик. Режим дня соблюдает согласно установленным правилам. На замечание и одобрение взрослого реагирует адекватно.

В общении со сверстниками очень избирателен. Старается довести начатое дело до конца, не нарушает последовательность действий. Помощь взрослых принимает охотно. Внимание у ребенка зависит от внешних факторов. Свой дефект замечает.

Настроение преобладает бодрое. Родственники мальчика заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, стараются выполнять все рекомендации педагогов.

Семья очень доброжелательная, отзывчивая, внимательная.

3. Принципы индивидуальной программы адаптации

Содержание ИПР определяют принципы:

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития МДОУ «Детский сад №83» и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей - инвалидов.

Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

4. Мероприятия ДОУ, направленные на работу с ребенком - инвалидом

Таблица№1

п/п Наименование мероприятий Дата Ответственный

1. Участие семьи, имеющей ребенка-

Инвалида в родительском собрании - квесте. По плану

(1.02.2018) Воспитатели

2. Консультация для родителей на тему: «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт для ребенка - инвалида». Февраль

(5.02.2018-9.02.2018) Воспитатели

3. Участие ребенка - инвалида в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду. По плану работы ДОУ Музыкальный работник, Физкультурный работник, Воспитатели

7. Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. В течение года по плану работы воспитателей. Воспитатели

5. Индивидуальный план работы воспитателей в условиях МДОУ по физическому развитию

Таблица №2

Направление

Содержание

Определение объема нагрузки

Физкультурно-оздоровительная работа

1. Осуществление под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).

2. Приучение детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечение их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

3. Ежедневно проведение утренней гимнастики продолжительностью 6-7 минут.

4. Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке.

5. Воспитание интереса к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Проводится в полном объеме.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 1. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

2. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

3. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

4. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

5. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым,

осознавать необходимость лечения.

6. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Проводится в полном объеме.

Физическая культура

1. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно.

2. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

3. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

4. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

5. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

6. Учить выполнять правила в подвижных играх.

Развивать психофизические качества, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Проводится в полном объеме

Основные движения

Ходьба Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами, врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Проводится в полном объеме.

Упражнения в равновесии Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м, по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны. Осуществляется с ограничением.

Бег Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м, по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место, бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50 – 60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м. Осуществляется с ограничением.

Катание, бросание, ловля, метание Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м, в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю, ловля его (2 - 3 раза подряд). Осуществляется с ограничением.

Прыжки Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м, из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40см. Осуществляется с ограничением.

Строевые упражнения Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Проводится в полном объеме.

Ритмическая гимнастика Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку. Проводится в полном объеме.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно).

Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой.

Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину.

Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Проводится в полном объеме.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости по-звоночника Передавать мяч друг другу над головой вперед - назад, с поворотом в стороны (вправо - влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его, наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками.

Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде.

Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать не (поочередно и вместе, поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Проводится в полном объеме.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. Проводится в полном объеме.

Спортивные упражнения Катание на санках Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки Проводится в полном объеме.

Скольжение Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых Проводится в полном объеме.

Ходьба на лыжах Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием. Проводится в полном объеме.

Подвижные игры

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, творчество и выразительность движений. Вводить различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Примеры игр:

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано». Осуществляется с ограничением.

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии

Таблица№3

Формы работы Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Дозировка

Физкультурные минутки Во время ОД 1,5-2 минуты. Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. Коллективно, в полном объеме.

Динамические паузы (двигательные разрядки) Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка – инвалида. На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. Индивидуально, не в полном объеме.

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке;

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Индивидуально, не в полном объеме.

Пальчиковая гимнастика Ежедневно Проводится в любой отрезок времени. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Упражнения после сна, массажные дорожки После сна

ежедневно Комплексы физических упражнений в группе. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы Проветривание помещения Коллективно, в полном объеме.

Физкультурные занятия Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Утренняя гимнастика Ежедневно, в музыкальном и зале. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Коллективно, в полном объеме.

7. Предполагаемые конечные результаты

1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида в ходе качественной систематизации работы педагогов ДОУ.

2. Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе, обеспечение успешной социализации ребенка.

3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.

4. Дополнительные занятия ребенка-инвалида адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.

8. Материально - техническое обеспечение

Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

Планируется приобрести следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

коррекционные пособия и игры;

картотека методической и специальной литературы.

9. Список использованной литературы

1. Семья глазами психолога: Сборник методик. - М. ,1995год.

2. Берёзин Ф. М., Мирошников Н. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. - М. ,1984год

3. Капустин Н. Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.

4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р. В. М., 1980

5. Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е. Н. М. «Сфера». 2006 год.

6. Плинер Я. Г. и Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе «Педагогический

поиск». М. 2000 год.

7. Селевко Г. К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.

8. Матвеева С. В., Херодинов Б. И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.

9. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров.

10. Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л. В. Кочетковой.

М. :ТЦ Сфера, 2005

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа «Ранняя музыка» .

Индивидуальная коррекционная программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово» Индивидуальная.

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Цели профессионального развития: Цель 1. Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель.

Индивидуальная программа саморазвития воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок».

Индивидуальный маршрут развития и образования для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ .

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Представление опыта «Художественно-эстетическое развитие как средство сопровождения ребенка с ОВЗ» Слайд 1 Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время.

Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад» Согласовано: Председатель ПМПк БДОУ г. Омска «Детский сад.

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ Пояснительная записка Коррекционное–развивающая работа воспитателя направлена на устранение недостатков психического развития детей с ограниченными.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 09:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная программа «Программа сопровождения ребенка-инвалида с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Балашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД