Леонова Людмила
Модифицированная программа кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка»
Модифицированная программа
кружковой работы
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
по формированию основ познания окружающего мира
и развитию познавательной активности
«Почемучки»
воспитатель Леонова
Людмила Леонидовна
2016 г.
Публикация «Модифицированная программа кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Информация о программе : модифицированная программа кружковой работы по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия МБДОУ и семьи.
Вид программы : модифицированная.
Тип программы : образовательная.
Направление программы : развитие любознательности как основы познания окружающего мира и познавательной активности у дошкольников; познание неживой природы путем экспериментирования.
Направления развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Уровень освоения: долгосрочная (1 год).
Возрастной диапазон : дошкольный возраст (3-5 лет).
Цель программы : развитие познавательного интереса детей младшего и среднего возраста в исследовательской деятельности неживой природы.
Пояснительная записка
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит : познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
Поэтому на современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно - исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.
В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве и нервно - психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.
Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что это такое?", под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развиваетcя.»
Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности. Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками. Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования.
На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения :
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:
- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
- у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.
У детей формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.
Разработка данной программы предполагает метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей: организацию совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни; организацию детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за неживыми объектами, явлениями природы.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Исследовательская экспериментальная деятельность в младшей и средней группах ДОУ строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность в дальнейшем к обучению в школе.
Для успешной реализации программы используются следующие методические приемы:
- Словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, напоминания, использование художественного слова…
- Наглядные: использование схем, ИКТ, картинок, игрушек, природного материала, предметов, приборов, показ образца, показ способа действия…
- Практические: опыты, исследования, труд в природе, продуктивная деятельность (рисование, лепка, зарисовка результатов опытов и наблюдений (с детьми средней группы, сбор информации, упражнения, проблемные ситуации…
Считаю, что каждое занятие должно соответствовать следующим требованиям:
- обеспечение условий для познавательной деятельности;
- установление интегративных связей;
-мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка;
- логика построения занятия;
- эмоциональный компонент занятия;
- диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Цель работы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы :
1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.
2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
4. Развитие у детей умений пользоваться некоторыми приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
5. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей (внимания, воображения, памяти).
6. Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
Задачи работы кружка «Почемучки» с детьми младшего возраста :
-Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-Стимулировать использование исследовательских действий.
-Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
-Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Задачи работы кружка «Почемучки» с детьми средней группы :
-Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия.
-Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности.
-Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Задачи взаимодействия с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Работа с родителями :
- консультации: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми»;
-картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести в домашних условиях совместно с малышом «Проведите с детьми дома».
Примерная структура игры-экспериментирования с детьми младшего возраста.
1. Интрига, сюрпризный момент, постановка исследовательской задачи.
2. Высказывание предположений детей, педагога.
3. Выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (если это необходимо).
4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
5. Проверка гипотез.
6. Обобщение полученных результатов экспериментирования, выводы по результатам эксперимента при поддержке педагога.
7. Вопросы детей (побуждение детей к вопросам).
Примерная структура игры-экспериментирования с детьми среднего возраста.
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); интрига, сюрпризные моменты.
2. Высказывание предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, педагогом.
3. Выбор оборудования и размещение детей в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы (если это необходимо).
4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
5. Проверка гипотез.
6. Подведение итогов, выводы по результатам эксперимента при поддержке педагога.
7. Фиксация результатов.
8. Вопросы детей.
Материалы для организации экспериментирования.
Бусинки, пуговицы, лоскутки ткани, мыло, соль, сахар. Лампа, фонарик, свеча. Лупы.
Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
Пластиковые бутылочки разного размера.
Камешки разных размеров, форм, структур.
Винтики, гайки.
Пробки, перья, полиэтиленовые пакетики.
Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
Спилы дерева, деревянные брусочки.
Вата, синтепон, зеркальца.
Глина, песок.
Вода и пищевые краски.
Бумага разных сортов.
Магниты, фигурки с магнитной основой.
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Литература.
1. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса; под ред. Дьяченко О. М. - М. : ПЕPСЭ, 2003. - 144 с.
2. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-синтез, 2012.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. - 280 с.
4. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. - М. : Знание, 1994. - 159 с.
5. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозайка - Синтез. 2006. - 64 с.
6. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше / С. В. Коноваленко. - М. : 2000.
7. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. - М. : Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
8. Тутушева Т. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» -М П «Детство-Пресс», 2007 г.
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе.
Составила:
воспитатель Леонова
Людмила Леонидовна
2016 г.
Месяц 1 занятие 2 занятие
Сентябрь Игра-экспериментирование «Воздух-что это?»
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. И-э «Таинственные картинки» Задачи: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если смотреть на них через цветные стеклышки.
Октябрь И-э «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка (сыпучий, рыхлый, из сухого нельзя лепить, из сырого можно, поэкспериментировать с формочками, совочком. И-э «Цветной песок»
Задачи: показать детям как с помощью цветных красок (цветной воды) песок можно сделать цветным, упражнять в лепке из цветного песка.
Ноябрь И-э «Волшебница-вода»
Задачи: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в котором находится) И-э «Тонет-не тонет»
Задачи: дать представление о плавучести предметов, их свойствах (легкий-тяжелый)
Декабрь И-э «Чудо-вода»
Задачи: дать детям представления о состояниях воды (жидком, газообразном) И-э «Цветные льдинки»
Задачи: дать представления о состояниях воды (твердом-в виде льда, рыхлом-в виде снега)
Январь И-э «Почему все звучит?»
Задачи: подвести детей к пониманию причин звука (колебания предметов) И-э «Почемучка»
Задачи: пополнять знания детей об органах чувств человека, их назначении.
Февраль И-э «Мыльные пузыри»
Задачи: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла. И-э «Смешные шарики»
Задачи: предложить детям поэкспериментировать с цветной мыльной пеной, лопнув шарики на альбомный лист, полюбоваться интересными образами.
Март И-э «Свет»
Задачи: дать понятие свет, показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные (лампа, свеча, фонарик) И-э «Свет и тень»
Задачи: познакомить детей с образованием тени от источников света, предложить установить сходство тени и обьекта, подвести детей к пониманию показа теневого театра.
Апрель И-э «Лупа»
Задачи: познакомить с прибором-помощником-лупой, ее назначением, предложить детям рассмотреть мелкие предметы. И-э «Каждому камушку свой домик»
Задачи: заинтересовать детей классификацией предметов по форме, размеру, цвету, особенностям с помощью лупы.
Май И-э «Веселые магнитики»
Задачи: дать понятие магнит, заинтересовать детей движущимися фигурками на фланелеграфе, предложить поэкспериментировать самостоятельно. И-э «Солнечные зайчики»
Задачи: предложить детям пускать зайчиков с помощью зеркал, дать понятие отражение солнечного света.
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности в младшей группе.
Составила:
воспитатель Леонова
Людмила Леонидовна
2016 г.
Сентябрь Игра-экспериментирование «Пирожки для медвежонка»
Задачи: пополнять знания детей о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, сыплется, пропускает воду, мокрый слипается). И-э «Почемучка»
Задачи: познакомить со свойствами песка и глины, развивать умение сравнивать.
Октябрь И-э «Почему осенью бывает грязно?» Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. И-э «Волшебный воздух»
Задачи: обнаружить воздух, дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Ноябрь И-э «Султанчики»
Задачи: обнаружить движение воздуха в природе, объяснить, что ветер-это движение воздуха. Игры с соломинкой.
Задачи: дать представление о том, что люди дышат воздухом;
Воздух можно почувствовать и увидеть.
Декабрь И-э «Волшебная водичка»
Задачи: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в котором находится, может растворять вещества) И-э «Чудо-вода»
Задачи: дать детям представления о состояниях воды (жидком, газообразном, твердом)
Январь И-э «Тонет-не тонет»
Задачи: подвести детей к пониманию того, что предметы бывают легкие и тяжелые, побуждать к размышлению, высказываниям. И-э «Снег-снежок»
Задачи: познакомить детей со свойствами снега (пушистый, мягкий, холодный, тает в тепле); закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
Февраль И-э «Чудесный мешочек»
Задачи: познакомить с органами чувств человека, их назначением. И-э «Почему все звучит?»
Задачи: подвести детей к пониманию причин звука (колебания предметов)
Март И-э «Свет»
Задачи: познакомить детей со значением света, его источниками, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Экспериментирование «Посадка лука» Задачи: уточнить представления детей о луковице, показать необходимость наличия света, тепла и воды для роста и развития растений.
Апрель Наблюдение «Веточка березы»
Задачи: понаблюдать за веточкой березы, поставленной в вазу; закреплять понимание детей о роли света, тепла и воды в жизни растений. И-э «Веселые бумажки»
Задачи: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину) и свойства (мнется, рвется, режется, горит, намокает)
Май И-э «Солнечный зайчик»
Задачи: дать понятие о том, что «солнечный зайчик-это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. И-э «Ткань»
Задачи: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит)