Эльвира Лукьяненко
Дополнительная развивающая программа по правовому воспитанию «Школа правовых наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы :
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли? Ведь в таком случае он проживет без знаний своих прав и обязанностей какую-то часть жизни – лет 10 -15, привыкнет обходиться без этих знаний и к тому, что его права и обязанности, да и сам он нарушает права других людей, не ведая об этом.
Публикация «Дополнительная развивающая программа по правовому воспитанию „Школа правовых наук“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
По рекомендации Юнеско, работу по правовому воспитанию необходимо начинать еще в дошкольном детстве. С первых своих шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром и за тем, по мере взросления, эти отношения претерпевают качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющем мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.
Новизна:
Новизна данной программы заключается в том, что обучение осуществляется в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса с применением новых педагогических технологий (ТРИЗ) в соответствии ФГОС ДО.
Ведущая идея – признание ребенка полноценной и полноправной личностью, свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения.
Цель программы - формировать у детей элементарные представления о своих правах.
Задачи:
1. Познакомить детей с правами ребенка, нормами и правилами поведения в обществе.
2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от их асоциального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;
3. Формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Направленность программы :
Организация работы по правовому воспитанию детей осуществляется по трем направлениям : с педагогами, с родителями, детьми с использованием регионально - национального компонента (далее РНК).
Особенности:
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного подхода, делается акцент на активность детей, на принцип единства переживания, сотворчества педагога и ребенка.
Необходимым условием эффективной реализации программы является единство и взаимосвязь детского сада и семьи.
Для осуществления программы разработаны стандартные и нестандартные инновационные занятия, которые являются хорошим апробированным материалом.
Взаимодействие с родителями: участие в НОД детей, анкетирование.
Взаимодействие с педагогами: индивидуальные консультации.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы :
5-6 лет (старшие группы).
Данная программа рассчитана на 1 год, предусматривает организацию работы с детьми в количестве 36 учебных часов в год непосредственной образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 1 раз в неделю с сентября по май включительно поочерёдно в каждой группе во второй половине дня. Длительность НОД составляет:25 минут.
Ожидаемые результаты:
Формирование знаний о своих правах и обязанностях у детей дошкольного возраста.
Форма подведения итогов – отчет перед педагогами.
Учебно-тематический план
Тема Количество часов Теоретическая
часть Практическая
часть
Права ребенка 20 6 14
Моя малая Родина 4 - 4
Мы Россияне 8 2 6
Диагностика 4 - 4
Итого 36 8 28
Содержание программы
Дата Тема Цель Краткое описание
Сентябрь 1. Беседа «Каждый гражданин России должен знать свои права» (ознакомительная)
Познакомить детей с тем, что каждый гражданин в нашей стране имеет свои права. 1. Рассказ воспитателя о правах взрослых.
2. Демонстрация правовых документов (презентация).
2. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах вашего ребенка?»
(практ.) Оформление согласия с детьми и родителями на занятие детей в кружке.
3. НОД «Права и обязанности детей»
Познакомить с правами и обязанностями детей в России. 1. Чтение стихотворения «Мои права» Т. А. Шорыгина.
2. Вопросы к детям.
3. Рассматривание альбома «Детские права».
Октябрь Диагностика
Диагностика знаний детей.
НОД «Права ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья»
Познакомить с правом на охрану духовного и нравственного здоровья.
1. Чтение сказки «Денис и медвежонок Денни» Т. А. Шорыгина.
2. Вопросы к детям по содержанию.
3 Знакомство с правом.
4. Игра «Кто из вас самый внимательный?»
5. Рефлексия.
Ноябрь 1. НОД «Каждый человек имеет право на имя, фамилию, отчество» (практ.)
Знакомство с правом на имя, фамилию, отчество.
1Информация о значении имен.
2. Появляется утенок (игрушка, вопросыкдетям. 3. Чтение отрывка из сказки «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена. Физкультминутка: «Вместе мы одна семья»
4. Творческое задание - помоги утенку (придумывание имени, выхода из создавшейся ситуации).
5. Домашнее задание – оформление «свидетельства о рождении» с родителями.
2. НОД «Кто тебе друг?»
(практ.)
Знакомство с правом на жизнь и неприкосновенность.
1. Просмотр мультфильма – русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
2 Вопросы по содержанию сказки.
3. Внесение иллюстрации к сказке.
4. Знакомство с новым право.
5. Лепка «Мой друг»
6. Рефлексия
«Почему ты называешь его своим другом и как бы ты хотел проводить с ним время?»
Декабрь 1. НОД «Моя семья»
(Прак.)
Знакомство с правом жить и воспитываться в семье.
Закрепить знания о членах своей семьи - имя, отчество родителей, ребенка. Воспитывать любовь и уважение к родным (РНК). 1. Этический заряд – придумывание ласковых слов о родителях.
2. Педагог: Дети, возьмите краски или карандаши и нарисуйте членов своей семьи (дети садятся за столы и рисуют под музыку)
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»
3. Рассказ ребенка о своей семье.
Физкультминутка: «Вместе мы одна семья»
4. Игра: «Собери пословицу»
(пословицы о семье).
5. Рефлексия – кому нравиться жить в своей семье, тот громко хлопает в ладоши.
2. Оформление детской стенгазеты «Вместе мы одна семья»
(практ.). Выставка для родителей. Рисунки, рассказы детей о семье.
3 НОД
«Детский сад – дом для ребят» - (практ.).
Познакомить детей с правом заботы со стороны взрослых, правом на отдых. Формировать представление о труде взрослых в детском саду.
Воспитание доброжелательного отношения е сверстникам и взрослым (РНК). 1. Эксскурсия по детскому саду, рассказ педагога.
2. Задание детям - составь рассказ на тему «Чем тебенравиться заниматься в детском саду»
3. Творческое задание «Вылепи свою любимую игрушку»
4. Рефлексия.
Январь 1. НОД «Край, где ты родился» (практ.).
Расширять знания о своей малой Родине, своем родном селе. Познакомить с правом на жилище. (РНК). 1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Вопросы к детям по содержанию.
2. Внесение иллюстрации, знакомство с новым право.
3. Просмотр презентации о селе, фотографий.
3. Конструирование улиц села из мелкого стр. материала, закрепление домашнего адреса.
4. Рефлексия «Вы любите свое села?»
2. Экскурсия в Холмогорский музей
(практ.). Закрепление знаний о своем селе (РНК). Экскурсия
Февраль 1. НОД
«Кто мои друзья?»
(практ.).
Знакомство с
правом на защиту от физического и психологического насилия.
1. Внесение иллюстрации из р. н. сказки «Волк и семеро козлят».
2 Чтение отрывков сказки.
3. Вопросы к детям.
4. Тренинг «К кому ты можешь обратиться за помощью».
5. Рефлексия.
2. НОД «Что такое здоровье?»
Познакомить с правом на охрану физического здоровья (РНК).
1. Чтение сказки «Зарядка и простуда» Т. А. Шорыгина.
Вопросы к детям.
2. Внесение иллюстрации, знакомство с новым правом.
3. Загадки про спорт
4. Творческое задание: «Раскрась формы»
5. Рефлексия.
Март 1. Беседа «Ты – гражданин России»
(практ.) Формирование чувства собственного достоинства, осознания себя, как гражданина России. Воспитание любви и уважения к своей стране.
1. Просмотр видеофильма
«Моя Россия».
2. Вопросы к детям.
3. Прослушивание гимна РФ.
4. Рисование на тему «Пожелание своей стране.
5. Рефлексия.
2. КВН «Юные патриоты» (практ.). Закрепление знаний детей о России.
КВН
Апрель Диагностика
Мониторинг знаний детей.
НОД «Хочу всё знать!»
(практ.). Познакомить с правом ребенка на учебу в образовательном учреждении (школе). 1. Просмотр мультфильма по сказке «Золотой ключик» Л. Толстого.
2. Рассматривание школьных принадлежностей.
3. Игра «Собери портфель в школу»
Май 1. Конкурс знатоков «Лучший знаток права России»
(практ.)
Закрепление знаний детей о правах ребенка.
Проведение конкурса в форме вопросов и ответов, заданий, тестов.
2. Праздник
«День защиты детей»
(практ.). Закрепить знание у детей о том, что они находятся под защитой взрослых и государства. Проведение праздничного мероприятия.
Мониторинг знаний детей
Вопросы:
1. Назови свое - имя, фамилию, отчество, членов семьи?
2. Расскажи о своих обязанностях по дому?
3. Какие вредные привычки ты знаешь?
4. Назови полезные привычки?
5. Что ты обязан делать в детском саду?
6. Какие права детей ты знаешь?
7. Расскажи о своем селе, стране, где ты живешь?
8. Когда отмечают праздник «День защиты детей», как ты думаешь, почему он так называется?
Оценка:
0 – не отвечает
1 – отвечает с помощью педагога
2 – отвечает самостоятельно.
Уровни знаний:
0 – 5 – низкий уровень
6 – 10 – средний уровень
11 – 16 – высокий уровень
Методическое обеспечение программы :
Формы занятий Методы и приемы Дидактический материал
Беседы; практическая деятельность – рисование, конструирование, лепка;
практические задания;
рассказ;
чтение произведений; просмотр
презентаций:
видеофильма, мультфильмов; дидактические и настольно – печатные игры по профилактике и воспитанию ЗОЖ;
игры малой подвижности; Мотивация; стимулирование
(познавательные игры, творческие задания и др.) :
метод организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, анализ, обобщение и др.) :
контроль и коррекция (самоанализ, работа над ошибками и др.).
Набор иллюстрации;
набор картин и открыток;
альбомы по темам;
подборки книг; познавательных детских энциклопедий;
слайдов, фильмов; демонстрационный материал плакаты;
карта и фотографии села, России;
российской геральдики;
глав государства.
Техническое обеспечение программы :
компьютер, мультимедийная установка, магнитофон.
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368
2. Т. А. Шолыгина «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 -10 лет – М: ТЦ Сфера, 2008. – 144с.
3. М Жидкова, Н. Затирихина, С Леванова. Методические рекомендации к беседам о правах человека с детьми дошкольного возраста.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
5. Конвенция о правах ребенка (часть1статья20, статья41).
6. ФЗРФ от29.12.2012г. №279-ФЗ «Об образовании РФ».
7. ФЗРФ от24.07 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.