Галина Гуляева
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию «Школа гнома Эконома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
ул. Грдины, 13 А тел. 8 (3843) 77 - 50 – 25,
8 (3843) 77 – 86 - 11
ИНН/ КПП 4217037726 / 421701001
«Утверждаю»
Заведующая МБ ДОУ «Детский сад №33»
___ Олехова Е. Г.
Приказ №___
От___
«Рассмотрено»
На совете педагогов
Протокол №___
От___
Программа
дополнительного образования
по экономическому воспитанию
Публикация «Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию „Школа гнома Эконома“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
«Школа гнома - Эконома»
для детей 5-7 лет
(срок реализации программы 2 года)
Разработала: Гуляева Галина Николаевна
воспитатель высшей категории
МБ ДОУ «Детский сад № 33»
Новокузнецк, 2016
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Цель программы….4
3. Задачи программы…. …5
4. Этапы реализации программы…. 6
5. Учебно – тематический план…7
6. Содержание программы….9; 25
7. Прогнозируемый результат…. 24; 40
8. Информационно методическое обеспечение….42
9. Приложение…. 43
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Школа гнома - Эконома» составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.);
- Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16;
в соответствии с локальными актами МБДОУ:
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» (далее МБДОУ);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Программа дополнительного образования «Школа гнома - эконома» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А. Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А. А. Смоленцевой.
Цель программы :
Формирование у детей дошкольного возраста элементарных экономических представлений в современной жизни.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит их растить общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи программы :
Образовательные задачи :
Формировать основы экономической культуры. Формирование знаний о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики. Формировать осознанное и бережное отношения к окружающему миру. Учить дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
Воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания. Воспитывать самоорганизующуюся личность, с чувством собственного достоинства.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к экономике.
Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.
Развивать воображение.
Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
Этапы реализации программы :
Программа состоит из трех связанных между собой блоков:
1. Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
2. Реклама.
Педагогические задачи:
развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
дать представление о рекламе, о ее назначении;
учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
воспитывать разумные потребности.
3. Деньги.
Педагогические задачи:
формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
успешной реализации программы способствуют :
• чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
• решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
• создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Учебно-тематический план:
Название блока Форма занятия Количество занятий
всего теоретических практических комбинированных
1-й год обучения
Труд - продукт - товар Групповое занятие 18 4 6 8
Реклама Групповое занятие 14 4 5 5
2-й год обучения
Деньги Групповое занятие 32 6 14 12
Прогнозируемые результаты.
1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий, в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
2. Посуда, книги разного качества (сорта).
3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
4. Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
5. Ценники.
6. Книга для детей “Профессии” Безруких М. Н., Филипповой Т. А.
К теме “Реклама”
1. Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры) : “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. ( примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
3. “Портреты” членов семьи.
4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
7. Книга для детей “Деньги” (А. Д. Шатова, Ювента, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
1. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006.
4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Содержание программы дополнительного образования
1-й год обучения
Педагогические задачи:
• Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий
• Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым
• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Педагогические задачи:
• Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе
• Дать представление о рекламе, о ее назначении
• Учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»)
• Воспитывать разумные потребности.
Прогнозируемые результаты.
В конце I года обучения дети должны:
По блоку «труд-продукт-товар»
овладеть первоначальными представлениями:
- о профессиях людей (традиционных, новых профессиях)
- о цене
дифференцированными представлениями:
- об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей
обобщенными представлениями:
- о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования
- о продуктах труда людей разных профессий
- об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью
- о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена»
элементарными умениями:
- проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения
- испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность
Проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками
- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах
осуждать:
- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.
По блоку «реклама»
овладеть дифференцированными представлениями:
- о рекламе
- о ее предназначении
- о том, как ее воспринимать и относиться к ней
обобщенными представлениями (понятиями) :
- о потребностях человека и его возможностях
элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики
2-й год обучения
Педагогические задачи:
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
• Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Прогнозируемые результаты.
В конце II года обучения дети должны:
овладеть первоначальными представлениями:
- о бюджете
- о доходах
- о расходах
дифференцированными представлениями:
- о деньгах
- о процессе их зарабатывания
обобщенными представлениями:
- о потребностях человека и его возможностях
- о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи
элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи
- руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям)
- обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое
- спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т. п.)
проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)
осуждать:
- аморальное поведение: воровство, обман, жадность и др.
Выражать:
- эмоциональную удовлетворенность благополучием (материальным) своей семьи.
Список использованной литературы.
1. Безруких М. Н., Филиппова Т. А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М. : Ювента, 2001.
2. Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 1977.
3. Казакова Н. В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
4. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
5. Козлова С. А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
6. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. М., 2002.
8. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
9. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
10. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006.
11. Шатова А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М. : Ювента, 2003.
12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.
Список использованной литературы.
1. Безруких М. Н., Филиппова Т. А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М. : Ювента, 2001.
2. Дружные ребята/ Под ред. Р. С. Буре. М., 1977.
3. Казакова Н. В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
4. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
5. Козлова С. А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
6. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. М., 2002.
8. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
9. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
10. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006.
11. Шатова А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М. : Ювента, 2003.
12. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. ,