Ирина Хомякова
Модифицированная программа «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Целевые ориентиры
Предметно-пространственная среда
Основные направления и основы обеспечения охраны здоровья воспитанников
Принципы построения программы
Виды деятельности и формы занятий
Планируемые результаты
Учебный план
Примерное тематическое планирование
Публикация «Модифицированная программа „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основное содержание образовательной программы
Обеспечение преемственности между образовательными областями
Система оценки достижения результатов освоения образовательной программы
Методические рекомендации по реализации программного содержания
Приложение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как ребёнок проведёт этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование в образовательном процессе физических упражнений, развивающих игр, закаливающих и профилактических мероприятий, способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно развиваться и проявлять себя в жизни.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами, - воспитание здорового подрастающего поколения. Медицинская диагностика детей дошкольного возраста показывает достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить движениям не только нужно, но и необходимо - считает автор практического пособия «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О. Н. Моргунова. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, закаливающим и профилактическим мероприятиям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здоровый дошкольник» направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, воспитание основ здорового образа жизни. Программа учитывает климатические условия и экологические особенности региона. Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний. Особенность данной Программы – ежедневные оздоровительные мероприятия, построенные с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Они не строго регламентированы по времени, при их проведении необходимо учитывать самочувствие и эмоциональное состояние каждого воспитанника. Один раз в месяц предусмотрено проведение познавательных занятий по воспитанию основ здорового образа жизни во всех возрастных группах.
В Программе используются малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки) для оздоровительных пауз, минуток здоровья, что способствует воспитанию детей в русле национальной культуры, традиций.
Немало важным фактором оздоровления детей является двигательная активность, поэтому подвижным играм в Программе также отводится достаточное внимание.
Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Повседневно проводимые в детском саду и семье закаливающие мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта. Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни.
У детей дошкольного возраста физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке мероприятий закаливания. Закаливание также предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальное соотношение температуры воздуха в помещениях и одежды, активный двигательный режим.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание у детей устойчивой мотивации в сохранении своего здоровья и в потребности вести здоровый образ жизни.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование знаний о здоровом образе жизни;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
Данная Программа составлена на основе обязательного минимума содержания по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МАДОУ № 161 «Ёлочка».
Программа позволяет формировать основы физической культуры в дошкольном детстве, и нацелена на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Развивающая среда спортивного зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Спортивный зал - среда физического развития, место постоянного общения ребенка со спортом. Развивающая среда спортивного зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым Программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность, создает потребность детей к двигательной активности, к здоровому образу жизни, стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждает к подвижным играм.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, степень развития медицинской помощи.
Задача детского сада – научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Таким образом, в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа является одним из важнейших приоритетов воспитательно-образовательного процесса. Поэтому очень важно и необходимо заложить ребёнку основы здорового образа жизни, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически опробованными методиками.
Принцип целостности – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Принцип концентрического обучения – заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
Принцип комплектности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и нагрузок.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу – направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможностей сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Здоровый дошкольник» включает в себя следующие виды физкультурно-оздоровительной работы :
1. Непосредственно образовательный вид деятельности по физкультуре всех типов: традиционные, спортивные досуги, праздники и развлечения, дни здоровья.
2. Познавательные занятия по воспитанию основ здорового образа жизни.
3. Система эффективных закаливающих процедур: хождение по дорожкам здоровья и солевым дорожкам, хождение босиком в летний период, обширное умывание и мытьё рук до локтя прохладной водой, максимальное пребывание на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны.
4. Активизация двигательного режима воспитанников: создание необходимой развивающей среды, проведение подвижных игр, пеших прогулок и экскурсий, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение утренней гимнастики, физкультминуток, минуток здоровья, подвижных игр в свободной деятельности, организация физкультурных праздников и досугов.
5. Использование оздоровительных мероприятий в режиме дня: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, гимнастика после сна, хождение по дорожкам здоровья.
6. Профилактическая работа: кварцевание, проветривание, С – витаминизация третьих блюд, вакцинация против гриппа, закаливание, употребление соков и фруктов (второй завтрак).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Снижение заболеваемости.
2. Повышение уровня физической подготовленности (тесты на определение ловкости, тесты на определение гибкости, тесты на определение выносливости, тесты на определение скоростных качеств).
3. Соответствие физического развития возрастной норме.
4. Владение дошкольником старшего возраста двигательной культурой:
-осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений;
-развита мелкая мускулатура рук, что позволяет успешно действовать карандашом, ручкой, ножницами;
-способен к двигательной активности в изменяющейся окружающей обстановке;
-имеет представления об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
5. Сформированность привычки к здоровому образу жизни :
-знает и соблюдает элементарные гигиенические нормы и правила;
6. Использование сформированных умений и полученных знаний в повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребёнка физически здорового, инициативного, разносторонне развитого как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становятся приоритетными направлениями работы с детьми.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования в условиях современной жизни особенно важна. Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путём внедрения способов и средств неспецефической профилактики заболеваний.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления, основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшем. В Программе содержатся методические рекомендации по обучению и воспитанию дошкольников в детском саду, формированию у каждого педагога и ребёнка основ здорового образа жизни.
За основу предлагаемых разработок взяты положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводиться «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых – педагогов и родителей». Пути достижения физического и психического здоровья ребёнка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей».
В результате дети приобретают необходимый объём знаний, умений, навыков, уровень которых определяется в процессе бесед, наблюдений педагогов, решения житейских ситуаций, в заботе о своём здоровье, в деятельности, направленной на укрепление, развитие здоровья, понимания здорового образа жизни, творческое отношение к проблеме здоровья.
Образовательная Программа «Здоровый дошкольник» содержит четыре основных блока:
1. Физкультурно-оздоровительный :
-организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию;
-утренняя гимнастика;
-подвижные игры;
-спортивные игры;
-пальчиковая гимнастика;
-дыхательная гимнастика;
-ритмическая гимнастика;
-игры для развития мелкой моторики рук;
-гимнастика пробуждения;
-спортивные досуги и развлечения;
-привитие культурно-гигиенических навыков;
-туризм (экскурсии).
2. Познавательный:
-организованная образовательная деятельность;
-беседы;
-игры, направленные на формирование у детей основ здорового образа жизни.
3. Закаливание:
-дыхательная гимнастика;
-дорожки здоровья;
-массажные дорожки;
-утренний приём на свежем воздухе;
-обширное умывание прохладной водой до локтей;
-хождение босиком в летний период;
-облегчённая одежда;
-солнечные и воздушные ванны;
-гимнастика после сна.
4. Работа с родителями воспитанников:
Для полноценной профилактической работы и укрепления здоровья ребёнка необходимо, чтобы оздоровительные мероприятия проводились не только в детском саду, но и в домашних условиях. Поскольку существенной положительной динамики показателей здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медиков и родителей. Программа рекомендует различные виды физкультурно-оздоровительного просвещения родителей:
-родительские собрания;
-беседы и консультации;
-анкетирование;
-информация в уголках для родителей;
-памятки, папки-передвижки;
-совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях;
-дни здоровья, дни открытых дверей;
-круглые столы, семинары.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
Условием обеспечения преемственности в развитии ребёнка является непрерывное образование, которое определяется как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм, организации воспитания и обучения).
Решение проблемы преемственности и результативности непрерывного образования связано с социально-личностным развитием воспитанников, с успешностью их социализации. Это требует создания системы психолого-педагогического, научно–методического, практического взаимодействия педагогического коллектива, направленной на преодоление трудностей адаптационного периода на каждой ступени образования, на основе преемственности содержания, форм и методов, средств обучения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей переходного этапа в развитии и образовании ребенка.
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.
Проблема преемственности в образовании в настоящее время стоит как никогда остро.
Эффективное освоение воспитанниками детского сада материала Программы «Здоровый дошкольник» требует реализации принципа связи между всеми видами деятельности дошкольников. При разработке такого содержания все участники образовательного процесса руководствуются, прежде всего, тем, чтобы освоение материала помогало детям всесторонне познавать себя. Возможно использование интегрированных видов деятельности, самостоятельных игровых видов деятельности, выполнение заданий, что способствует сохранению объёма двигательной активности детей на фоне воспитания основ здорового образа жизни.
Программа «Здоровый дошкольник» рассматривает преемственность, как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием:
-непрерывность развития ребёнка;
-общее развитие ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
-развитие и укрепление здоровья личности;
-развитие духовно-нравственных убеждений личности;
-развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
-преемственность между воспитателями, воспитанниками и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
-ориентация не на уровень знаний детей, а на их потенциальные возможности, на «зону ближайшего развития» ребёнка;
-создание условий для включения ребёнка в новые социальные формы общения;
-организация и сочетание в единой смысловой последовательности всех видов деятельности;
-подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
-обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями
Образовательная область
ЗДОРОВЬЕ
Интеграция с другими образовательными областями
Физическая культура
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Социализация
Безопасность
Труд
Музыка
Познание
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Основным условием освоения программного материала «Здоровье дошкольника», является организация содержательно насыщенной жизни детей в детском саду №161 «Ёлочка», наполненной разнообразными видами деятельности, получением знаний, умений и навыков по основам здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительное воспитание детей 3-4 лет осуществляется на яркой эмоциональной основе, т. е. обеспечиваются положительное взаимодействие с окружающими взрослыми и сверстниками и различные виды детской деятельности. Изучение программного содержания осуществляется в процессе дидактических игр, организованной образовательной деятельности, на прогулке, а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Дети 4-6 лет очень активны, проявляют самостоятельность, поэтому педагогу следует насыщать детскую деятельность практическими ситуациями, познанием. Высокая эмоциональность в этом возрасте позволяет развивать у детей сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность, стремление к общению со взрослыми. При этом детей необходимо побуждать задавать вопросы в ходе той или иной деятельности, рассказывать об увиденном, устанавливать разнообразные по содержанию связи: части тела человека, их назначение и гигиена, а также соотносить это со своим здоровьем.
Дошкольники 5-7 лет стремятся к самоутверждению, поэтому воспитатель обязан создать условия для развития самостоятельности у детей в решении своих проблем здоровья, проявлении инициативы, творчества, преодолении трудностей, оценочных суждений о здоровье человека, а также осознания мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья. Организация полноценного здоровье сберегающего обучения и воспитания должна быть основана на взаимодействии педагога с детьми, детей друг с другом, опираясь на сотрудничество, доверие, взаимопонимание, уважение к интересам сверстников, на положительный эмоциональный фон.
Педагог ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребёнка. При проведении здоровье формирующих мероприятий необходимо учитывать, что дошкольник воспринимает всё эмоционально, непосредственно. Поэтому используемые методы должны быть доступными, простыми, образно воспринимаемыми. Они должны пробуждать в ребёнке интерес, желание отвечать на вопросы и задавать их, активно участвовать во всех видах деятельности.
Перед проведением оздоровительных мероприятий педагогу рекомендуется внимательно прочитать конспект и попробовать выполнить все упражнения самому. Чтобы деятельность проходила динамично, можно менять темп проведения различных упражнений. Так, дыхательную гимнастику и упражнения для мелкой моторики рук, пальчиковую гимнастику желательно проводить в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения в умеренном темпе. Очень большое значение для концентрации внимания и поддержания интереса детей на протяжении всей деятельности имеет интонационное разнообразие речи педагога. Создание комфортного микроклимата при проведении оздоровительных мероприятий способствует достижению оптимального результата.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все виды оздоровительной деятельности должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, всегда необходимо помнить заповедь древнегреческого врача Гиппократа – «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Подвижные игры, различные виды оздоровительных пауз, с которыми дети знакомятся на физкультурно-оздоровительных видах деятельности, воспитатели включают и в другие виды деятельности в виде динамических пауз, используют на прогулке. Дорожки здоровья и массажные дорожки, материал для спортивных и подвижных игр воспитатели вместе с родителями изготавливают из подручного, природного и бросового материала.
Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива и родителей воспитанников, понимании важности и значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.