Галина Щедрова
Дополнительная программа по кружку ПДД «Школа пешеходных наук»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Аннотация к дополнительной программе
по формированию у детей дошкольного возраста
основ безопасности «Школа пешеходных наук»
Дополнительная программа (далее Программа) составлена с учетом парциальной программы Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения дошкольникам». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения. Работу по Цель Программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Публикация «Дополнительная программа по кружку ПДД „Школа пешеходных наук“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Программа :
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
построена с учетом принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
построена с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
В Программе определены целевые ориентиры, система оценки результатов освоения программы.
Программа составлена на 2016 - 2017 учебный год.
Структура Программы :
1. Целевой раздел, который содержит: пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы, педагогическую диагностику знаний по профилактике дорожного травматизма
2. Содержательный раздел включает: содержание педагогической работы по профилактике дорожного травматизма, психолого – педагогические условия реализации программы, формы и методы реализации программы, взаимодействие с родителями, работа с педагогами
3. Организационный раздел: график образовательной деятельности, материально – техническое обеспечение
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Планируемые результаты освоения Программы 4
1.3. Педагогическая диагностика знаний по профилактике дорожного травматизма 5
2. Содержательный раздел 6
2.1 Психолого - педагогические условия реализации Программы 6
2.2 Содержание педагогической работы по профилактике дорожного травматизма 6
2.3 Формы и методы реализации программы 12
2.4 Взаимодействие с родителями (законными представителями) 12
2.5 Работа с педагогами 13
3. Организационный раздел 13
3.1 График занятий 13
3.2 Материально – техническое обеспечение 13
3.3 Учебно-методическое обеспечение программы 13
4. Литература 13
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Программа разработана на основании следующих документов:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 13.05.2013г. ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»;
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Ласточка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области.
Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения дошкольникам», М., 2008 г.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, формируя у них навыки правильного поведения на дороге с самого раннего возраста, и знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Цель Программы :
1. Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
2. Ознакомление детей с правилами дорожного движения;
3. Формирование навыков правильного поведения на дороге;
4. Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
5. Ознакомление детей с видами транспорта.
Задачи Программы.
1. Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.
2. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
3. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
4. Знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
5. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности
Принципы организации образовательного процесса:
- -Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Возрастной охват детей
Программа кружка охватывает возрастной период детей от 5 до 6 лет (старшие группы №1, №3, №4) занятия проводятся 1 раз в неделю,длительность - 20 минут.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Образовательный:
1. Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
2. Основные определения (автомобиль, пешеход, водитель, дорога, светофор, улица);
3. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
4. Классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационноуказательные, знаки сервиса, знаки особых предписаний.
Воспитательный:
1. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
2. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
1. Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок.
Правила светофора:
- красный свет – дороги нет,
- желтый свет – предупреждение,
- зеленый свет – путь открыт.
Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!
Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры»,– необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.
Дети должны знать, что знаки бывают:
- предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);
- запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок);
- предписывающие (изображены в круге голубого цвета);
- особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
- информационные (изображены в квадрате голубого цвета);
- знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).
1.3 Педагогическая диагностика знаний детей по профилактике дорожного травматизма.
Критерии оценки
Оцениваются:
а) степень самостоятельности;
б) полнота ответа;
в) точность ответа.
1 балл (полное соответствие) – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт полный ответ.
0,5 балла (частичное соответствие) – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытка.
0 баллов (несоответствие) – ребёнок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.
№
Ф. И. ребенка Культуры поведения Дорожные знаки Запрещающие знаки Знаки сервиса Домашний адрес Номера телефонов
экстренных служб
1
2. Содержательный раздел
2.1 Психолого – педагогические условия реализации программы.
В рамках реализации программы в свете требований ФГОС ДО обеспечиваются следующие материально-технические условия:
№ Вид требований
1. Требования определённые в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами
2. Требования, определённые в соответствии с правилами пожарной безопасности
3. Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей
4. Требования к оснащенности развивающей предметно – пространственной средой
5. Требования материально – техническому обеспечению программы - наличие учебно – методического комплекта, оборудования, оснащения
(предметов)
2.2 Содержание педагогической работы по профилактике дорожного травматизма
Календарно-тематическое планирование.
Сроки Тема занятий Название занятия Цель Задание
Октябрь
1 неделя «Транспорт» Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. Расширять знания о том,
какой бывает транспорт
(пассажирский транспорт, легковые и грузовые машины, машины специального назначения); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. Задания от «Светофорчика»
Д/ и:«Найди отличия»,
«Составление разрезных картинок «Транспорт».
2 неделя
Как работает водитель Цель: закрепить знания о труде водителя, дать понятие - почему водитель должен следить за своим здоровьем. Задания от «Светофорчика»
Д/ и: «Назови детали машины».
3 неделя Как рождаются опасные ситуации на дороге Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге и стараться её избегать.
Задания от «Светофорчика»
Д/ и:«Транспорт».
Д/ и: «Собери светофор».
4 неделя «Странный водитель» Цель: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит, видит, не различает сигналы светофора. Дидактическая игра «Дорога в изумрудный город»
Ноябрь
1 неделя
Наш город Безопасность на улице Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных Задания от «Светофорчика»
Д/ и: «Подбери по цвету»;
«Поставь дорожный знак».
2 неделя
Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о ПДД; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Задания от «Светофорчика»
С/ р игра: «Я шофер».
П/ и:«Цветные автомобили».
Д/ и:«Дорожные знаки»
3 неделя Улица
Цель: познакомить детей с четырёхсторонним перекрёстком и светофором; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем. Задания от «Светофорчика»
Игровая ситуация:«Мы переходим улицу»,
чтение:А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Д/ и: «Дорожные знаки»
4 неделя Мы идём по улице
Цель: познакомить с культурой поведения на улице, во дворе, при ходьбе по тротуару.
Дидактическая игра «Говорящие знаки». Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков»
Декабрь
1 неделя
Улица Моя дорожная грамота.
Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Задания от «Светофорчика».
Игровая ситуация: «Кто самый грамотный пешеход».
2 неделя
О чем говорят дорожные знаки Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение» и др. Дидактическая игра «Знаки на дорогах»
3 неделя “Дорожные знаки. Учим дорожные знаки”
Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение» и др. Дидактическая игра «Знаки на дорогах»
4 неделя Опасный перекрёсток.
Беседа-диалог «Правила безопасного поведения на дороге». Цель: Закрепить у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание. Задания от «Светофорчика»
Январь
3 неделя
Пешеходы идут по улице Мы переходим проезжею часть улицы.
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге. Учить переходить по «зебре», знаку. Задания от «Светофорчика».
Игровая ситуация:
«Найди безопасный путь».
4 неделя Правостороннее
и одностороннее, двухстороннее движение транспорта.
Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность; воспитывать желание неукоснительно соблюдать ПДД. Сюжетно-ролевая «Служба спасения»
С/ р игра: «Пешеходы и водители».
Февраль
1 неделя Улица Уточнить место расположения домов, зелёных насаждений, проезжей части и т. д.
Цель: продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД; воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. Задания от «Светофорчика»
Рисование детей и родителей «Где нельзя играть?».
2 неделя
Составление рассказа «Моя улица» Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу». Дидактическая игра «Это я, это я»
3 неделя Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи» Цель: закрепить знания об отличиях улицы, проспекта, площади. Задания от «Светофорчика»
4 неделя «Правила поведения в транспорте» Цель: расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. Задания от «Светофорчика»
Игровая ситуация:«Кто самый лучший пассажир».
Март
1 неделя Моя любимая улица Чем можем - поможем.
Цель: закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения в транспорте; учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им. Задания от «Светофорчика».
Беседа: «Как правильно себя вести на дороге».
Д/и «Наша улица».
(ситуации)
2 неделя
«Улица»
Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться её избежать. Д/ и: «Дорожные знаки»
Игровая ситуация:«Я иду по дороге с мамой».
3 неделя Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе» Цель: упражнять в составлении рассказа по картине, используя личный опыт; развивать мышление, речь, внимание. Задания от «Светофорчика»
Беседа: «Как нужно вести себя в общественном транспорте».
4 неделя
Правила езды на велосипеде.
Цель: знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие Задания от «Светофорчика»
Дидактическая игра «Велосипедная дорожка»
Апрель
1 неделя
Пешеходы идут по улице Как перейти улицу
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о ПДД; правила движения по знаку. Задания от «Светофорчика»
Игровая ситуация: «Как правильно перейти проезжую часть».
Д/и «Знай и выполняй правила движения».
С/ р игра: «Автобус».
Д/и «Что неправильно?».
2 неделя
Составление рассказа из личного опыта
«Как я шёл с мамой в детский сад» Цель: закрепить знание ПДД у детей во время движения в детский сад. Дидактическая игра «Чего не хватает»
Рисование:
«По дороге с мамой».
3 неделя
Дорога в детский сад и домой.
Цель: закрепить знание у детей о дорожных знаках, которые встречаются на пути в детский сад. Развивать наблюдательность и внимание. Дидактическая игра «Составь схему улицы».
Беседа: «Как я с мамой перехожу дорогу».
С/ р игра: «Шофер».
Д/ и:«Угадай, какой знак?».
4 неделя
Занимательные игры по ПДД Цель: продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Вопросы к детям поискового характера. Задания от «Светофорчика»
Рассматривание ил-ций:
«О поведении людей возле дороги».
Май
1 неделя Улица Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах.
Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. Задания от «Светофорчика».
Чтение: Т. Александрова
«Светофорчик».
Д/и «Собери правильно светофор».
2 неделя
Что должен знать и уметь водитель. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации. Задания от «Светофорчика»
Игровая ситуация: «Правильно- неправильно»
(иллюстрации).
С/ р игра: «Пешеходы и водители»
3 неделя Закончи движение машин.
Цель: упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора). Задания от «Светофорчика».
Д/ И: «Собери знак».
(разрезные картинки)
4 неделя
“Это должен каждый знать обязательно на “пять” Цель: закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления; закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни Задания от «Светофорчика»
2.3 Формы и методы реализации программы.
- наглядные: использование плакатов; рассматривание игрушечных машин;
- словесные: беседа; пояснение, указание, использование художественной литературы;
- здоровьесберегающие методы:подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
Приемы, используемые в совместной деятельности педагога с детьми:
- демонстрация предмета;
- указание;
- пояснение;
- разъяснение;
- игровые приемы;
- совет;
- поощрение;
- напоминание;
- вопросы.
Формы работы
- беседы-диалоги;
- целевые прогулки;
- чтение литературы;
- игровые ситуации;
- конкурсы;
- дидактические игры.
3.3 Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Сроки Содержание деятельности
Сентябрь Рекомендации: напоминать детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, садиться в них. Взаимодействие с родителями по подготовке к посещению кружка.
Октябрь Рекомендации: при переходе проезжей части обращать внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность, держать ребёнка за
руку.
Декабрь Разработка памяток для родителей «Как ходить по тротуару с детьми – родителям». Рекомендации: обращать внимание при поездках за город на дорожные знаки, их цвет и форму.
Февраль Консультация в уголках для родителей «Безопасное место для игр».
Рекомендации: вместе с детьми определить безопасное место во дворе для игр, проверить, знает ли ваш ребёнок свой адрес, фамилию и как звать родителей.
Март Оформление папки передвижки «Безопасный путь домой» Рекомендации: продумать с детьми безопасный путь из детского сада и обратно, закрепить знания телефонов вызова помощи.
Апрель Консультация в уголках для родителей «Меры предупреждения детского травматизма».
3.4. Работа с педагогами:
1. Октябрь. Консультация для воспитателей: «Результаты мониторинга».
2. Январь. «Уголок ПДД в группах»
3. Апрель. Консультация для воспитателей: «Классификация дорожных знаков».
3 Организационный раздел
3. 1 График занятий: проводятся 1 раз в неделю, длительность - 25 минут.
3.2 Материально – техническое обеспечение.
Для реализации программы имеется :
- мольберт;
- двухместные столы;
- игрушки (машины.) для создания игровых ситуаций;
- доска настенная.
3.3 Учебно-методическое обеспечение программы :
Наглядный материал:
1. Плакаты:
- дорожные знаки;
- правила дорожного движения «Светофорчик»
2. Обучающие карточки:
- «Правила дорожного движения»;
- «Правила маленького пешехода»;
3. Наборы машин.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Регулировщик», «Шофер», «Кондуктор в автобусе».
4 Литература.
1. Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения», Москва 2008г.
2. Поддубная Л. Б. «Правила дорожного движения», Корифей, Волгоград
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения», Москва 2009г.
4. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора», М. «Просвещение» 1998г.
5. Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено!» Новосибирск, 2008г.
6. Серяков И. М. «Горят огни на перекрестке», Саратов,1972г.
7. Саулина Т. Ф «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» М., 2012г.