Светлана Скворцова
Интегрированное занятие по познавательному развитию и аппликации «День снятия блокады Ленинграда» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
познакомить детей с жизнью людей во время войны. Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»;
развивать аппликативные навыки, умение аккуратно вырезать ножницами;
воспитывать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда; беседы с детьми; слушание военных песен. Чтение художественной литературы: К. Паустовского “Похождения жука-носорога“, Ю. Яковлева «Кепка-невидимка».
Оборудование и материалы:
стенд с наглядным материалом о блокаде, иллюстрации, свеча, 125гр. хлеба, запись звуков сирены воздушной тревоги, шпажки деревянные по числу детей, 10 квадратов гофрированной бумаги 6 на 6 см алого цвета, зеленый цвет, клей-карандаш, ножницы, салфетки.
Ход беседы:
Приглашаю детей на полукруг.
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете о чем, сегодня мы с вами будем беседовать.
Она была давным-давно,
Её мы видели в кино.
Она всегда для всех страшна.
Это ужасная … (война).
Правильно ребята.
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.
Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города-героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой.
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестали привозить продукты, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).
В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Услышав вой сирены, жители города, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в свои дома.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Воспитатель:
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.
Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а
обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.
Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 80 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.
Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,
Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
И сегодня мы с вами сделаем в память о блокаде Ленинграда гвоздики из бумаги.
Приглашаю детей за стол.
- У вас на столе лежат квадраты красной гофрированной бумаги, берем
один квадрат и складываем его по диагонали 4 раза, после чего срезаем ножницами край, закругляя его.
Срезав край, разворачиваем наш цветок один раз и начинаем вырезать края зигзагом.
Закончив вырезать треугольники, расправляем заготовку и
прорезаем по линии сгиба до середины. Так же складываем и вырезаем остальные квадраты.
Для того, что бы сделать стебель гвоздики нам понадобится: шпажка, клей и зелёная гофрированная бумага. Для начала делаем сердцевину, на кусочек красной бумаги наносимый клей и обматываем кончик шпажки.
Для стебля отрезаем полоску зелёной бумаги и, намазав её клеем, обматываем оставшуюся часть шпажки.
А уже теперь приступаем к самому бутону. Складываем заготовку цветка пополам и, намазав край, наклеиваем на стебель (и так каждую заготовку).
Для листочков, отрезаем полоску зелёной бумаги, по середине наносим клей и обматываем стебель.
Наши цветы готовы, давайте поставим их в вазу.
Заключительная часть.
Задаю вопросы детям.
- Как вы понимаете, что такое блокада?
- Давайте вспомним, когда была блокада Ленинграда?
- Какую пищу получали жители Ленинграда в самый тяжелый период?
- Как помогали ленинградские школьники взрослым?
Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали нового?
Трудно ли вам было изготавливать поделку - гвоздику?
Мне тоже очень понравилось, как вы внимательно слушали и старались на занятии!
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!