Лилия Баклажова
Моделирование ситуаций с помощью драматизации детьми сказок (сообщение из опыта)
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех современных детей объединяет одна проблема - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы у них однообразны:
куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки А
ведь наше общество как никогда нуждается в активных творческих людях.
Как же разбудить в этих детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудится»? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни?
Публикация «Моделирование ситуаций с помощью драматизации детьми сказок (сообщение из опыта)» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу: добрую услугу нам может оказать сказка.
Сказка - это нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг. Она делает человека добрее, чище, возвышенней, уверенней. Сказка может успокоить, придавать силы и даже лечить.
Это наиболее любимый литературный жанр, потому что язык сказки прост и доступен, именно поэтому сказочные персонажи могут служить для него отличным примером.
Кроме того, сказка не дает прямых наставлений таких как «Слушайте родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения». Самое большое, что она «себе позволяет» это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации.
Она способствует формированию у детей нравственных качеств, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз рассказывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что нужно стремиться делать людям добро.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, но уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье», «Под грибом» учат дружить. Наказ слушаться родителей, звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как
мужик гусей делил», «Лиса и козел»; забота о близком поощряется «Бобовое зернышко».
Игры - драматизации сближают детей друг с другом, на основе сопереживания событиям. Важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые: родители и педагоги.
Важно не только услышать или увидеть сказку, а и самостоятельно проиграть её, и тогда мы обращаемся к драматизации.
Игры - драматизации проходят несколько этапов. Хочу обозначить некоторые из них:
1 этап - это введение детей в игровую ситуацию с помощью «волшебного клубка», дорожки, свечи.
2 этап - это слушание сказки, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеофильма.
3 этап - обговаривание прослушанного или просмотренного сюжета. На этом этапе педагог задает вопросы, побуждающие ребенка анализировать, рассуждать, делать выводы, оценивать поведение героев.
4 этап - показ игры - драматизации с использованием костюмов или атрибутов.
Таким образом, используя игры - драматизации мы вовлекаем в них разных детей: тревожных, агрессивных, замкнутых, застенчивых, предлагая им роли противоположные по характеру. Ребенок, вживается в роль и как сказочный персонаж справляется со своей проблемой сам, не замечая этого.
В этом году мы с Заремой Шевкетовной приняли малышей и знакомясь с ними, с их родителями мы обратили внимание, что дети проявляли по отношению друг к другу агрессию, эгоизм, недоброжелательность. И чтобы решать эти проблемы мы использовали в своей работе моделирование ситуаций на основе игр - драматизаций. Занимаясь воспитанием у детей доброжелательности, сочувствуя друг другу, мы использовали сказку «Колобок», но сыграли её по- другому «на новый лад». Лисичка не съела Колобка. Заяц, волк и медведь убедили ее в том, что Колобок очень веселый, добрый, пригожий и его очень любят и ждут бабушка и дедушка и поэтому в нашей сказке все «звери» дружно, сообща помогли найти дорогу и вывели Колобка из леса. Дедушка и бабушка ему очень обрадовались. Непосредственно пережив совместные положительные эмоции в ходе драматизации, дети, вжившись в образ своих героев, стали внимательнее и ближе друг к другу.
Воспитывая у детей чувство уверенности в себе, смелости, храбрости. Мы использовали сказку «Заюшкина избушка». Дима пришел к нам осенью, он был неуверен в себе, боялся что-либо сделать, считал, что у него не получится, был плаксивым. Мы ему предложили роль петушка, надели на голову шапочку с гребешком, в руки он взял меч, и он пошел выгонять лисичку из заюшкиной избушки.
Ребенок постепенно преображался, вживаясь в роль, он становился самостоятельней, уверенней в себе, в своих силах. У Димы постепенно появились такие черты характера как уверенность, решительность, смелость.
Сказка «Два жадных медвежонка» дает огромные возможности работать над привитием таких черт как щедрость, доброта, желание поделиться с близкими. Работая с этой сказкой в первую очередь необходимо очень эмоционально рассказать ее детям, а потом обсудить ее сюжет и подвести детей к тому, чтобы они самостоятельно смогли сделать вывод, что жадность это порок и может очень сильно навредить окружающим и самому себе.
Дети, которые играли роль медвежат, в аочую убеждались в том, что от большого куска сыра из-за жадности, эгоистичного отношения друг другу они остались ни с чем, а все досталось хитрой лисе.
Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком III тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить смысл и жизненные уроки. И только в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности.
Таким образом, в играх - драматизациях ребенок примеряет разные модели поведения, чем больше моделей он проигрывает, тем насыщенней и полней будут его взаимоотношения в коллективе. Используя игры - драматизации, моделируя ситуации, мы помогаем ребенку, прожить много различных ситуаций, с аналогом которых он встретится во взрослой жизни.