Татьяна Козловская
Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционный прием рисования человека детьми дошкольного возраста» Конспекты занятий.
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Использование техники нетрадиционного рисования человека
в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Сообщение из опыта работы: „Нетрадиционный прием рисования человека детьми дошкольного возраста“ Конспекты занятий,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленной. Поэтому все дети без исключения любят рисовать с самого раннего возраста. Кто-то сразу способен нарисовать узнаваемые образы и сюжеты, кому-то это дается слишком сложно, иногда становится почти невозможным. Чем младше ребенок, тем меньше он задумывается, правильно ли он творит. Он просто с упоением рисует. Взрослея, он начинает сравнивать свой рисунок с рисунками сверстников и замечает разницу, и, как следствие, процесс рисования становится неинтересным, неэмоциональным, любовь к этому виду деятельности пропадает навсегда. Часто можно услышать от взрослого: «Я не умею рисовать и мой ребенок в этом весь в меня!» Первые отрицательные оценки взрослых, их неумение прочесть малопонятные каракули, навсегда закрывают ребенку дорогу в мир творчества и он теряет веру в свои силы. Такого не должно происходить, прочь стереотипы!
Ребенок, который стремится творить, становиться более совершенным, он полнее воспринимает и запоминает зрительные образы, замечает вокруг себя разные формы, пропорции, оттенки цветов. Поэтому проблема развития творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
В дошкольном возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Как часто бывает, чем старше ребенок, тем чаще главным персонажем в работе становиться изображение фигуры человека. Рисование человека очень сложная задача. Высшее мастерство художника проверяется по его способности реалистичного изображения людей, здесь раскрываются знания в области перспективы, пропорций, пластической анатомии. Многие дети боятся, что у них получится смешно или неправильно. Испытывая интерес к творчеству, дети сами ищут разнообразные способы выражения, но далеко не у всех это получается. Поэтому мной был разработан цикл занятий, где для достижения поставленной цели используется техника нетрадиционного рисования человека натуральный трафарет - ладошка. Нетрадиционный подход к выполнению изображения человека создает почву, для развития детского воображения, творческой активности, нестандартного мышления. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями различных способов рисования, ребенок начинает экспериментировать и творить.
Актуальность данного способа рисования в том, что изобразить человека дошкольнику очень сложно, а с использованием натурального трафарета это становиться не только доступным, но и удобным способом для более детальной прорисовки мелких деталей, создания интересного фонового решения.
Основная ЦЕЛЬ занятий – развитие предпосылок самостоятельной творческой деятельности детей средствами использования нетрадиционной техники рисования натурального трафарета (ладошка)
ЗАДАЧИ:
1. Развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
2. Развитие наблюдательности, творческого мышления и воображения, способности к экспериментированию.
В средней группе я провожу ознакомительное занятие по этой технике в более простом варианте «Волшебная птица». Делаю это в конце учебного года, на базе уже сформированных умений у детей выполнять росписи силуэтов по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Усложнение: за счет уменьшения размера и формы силуэта детской руки, по сравнению с уже освоенными формами. Стремление «нарядить» птицу привлекает малышей тем, что ее образ рождается на основе собственной ладошки. Работа достаточно кропотливая, но увлекательная, можно экспериментировать и комбинировать цвета, форму, что доступно детям этого возраста. Использование яркого простого орнамента обогащает выразительность детских работ, доставляет ему творческое эстетическое удовольствие, т. е. развивает вкус к творчеству.
Структура этого занятия традиционна :
- мотивация детей
- пальчиковая гимнастика
- художественно - изобразительная деятельность
- выставка работ.
В старшей группе к знакомому приему использования живого трафарета, обращаемся несколько раз. В конце ноября ладошка «помогает» изобразить ребенка в комбинезоне. В мае птицу – голубь.
Обращение к теме «Гуляем в непогоду» обусловлено возросшим умением замечать отличительные особенности в погоде, одежде, а так же потребность изобразить человека (ребенка, используя свой личный опыт. Часто в этом возрасте у многих детей творческий замысел не реализовывается из-за технической неумелости и боязни с первых штрихов рисунка. И тут на помощь приходит ладошка. Для развития коммуникативных взаимоотношений включаем на занятии прием «работа в паре». Это способствует и развитию диалогового общения, взаимопонимания, чувства взаимовыручки. Дети обводят не свою ладошку, а соседа. В работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязаемые анализаторы. Остается достаточно времени на детализацию образа, с учетом личного опыта и знаний, что помогает подчеркнуть индивидуальность рисунка в целом. Организованная выставка в конце занятия прекрасно дополняет атмосферу общей творческой работы.
В мае выбор темы неслучаен. Это итог работы по проекту, посвященному дню Победы в Великой Отечественной войне. Интересная беседа с ветеранами, ознакомительная презентация о событиях тех лет, новые впечатления и, как итог, желание создать подарок своими руками в знак уважения.
Свои рисунки они делают в присутствии приглашенных ветеранов и дарят им на память о встрече.
Полюбившуюся технику рисования продолжаю использовать в подготовительной группе. К уже знакомым традиционным приемам изображения фигуры человека «Лыжная прогулка», включаю натуральный трафарет по теме «Зимние забавы», использую его и в заключение цикла «Бравые солдаты». Особая организация изобразительной деятельности, насыщенная предварительная работа, отработанные технические навыки, свободный выбор материалов, все это благодатная почва для пика творческой активности. Данное занятие пользуется непременным успехом у детей. Отработанная техника помогает им быть более самостоятельными в изображении человека, а самое главное, позволяет сосредоточиться на прорисовке формы того или иного рода войск, специфических деталей военной одежды, техники, общей тематике фона. Постепенное наполнение сюжета захватывает, переполняет желанием поделиться, инициирует поиск интересных решений, находок в рисунке. Это усиливает эффект группового заражения позитивными эмоциями друг от друга, со-удовольствия и со-радования от результатов собственной деятельности. Что способствует стремлению сделать свою работу оригинальной, реалистичной, красочной.
К ребенку приходит понимание, что можно самовыражаться через действие и конечный результат – рисунок.
Применение этого технического приема помогает овладеть ребенку способами деятельности и как следствие почувствовать себя свободным и независимым в процессе творческой деятельности. Использование натурального трафарета дает возможность для творческого самовыражения, поддерживает инициативу, развивает самостоятельность в воплощении художественного замысла, т. е. позволяет решать задачи, поставленные перед педагогом стандартом дошкольного образования.
в подготовительной группе "Зимние забавы"
Программное содержание:
Цель: закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования человека (натуральный трафарет).
Задачи: Продолжать учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию; закреплять умения передавать простые движения рук и ног.
Развивать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка использовать в рисунке разные материалы: акварельные карандаши, цветные восковые мелки, акварель.
Развивать творческое воображение, фантазии.
Развивать умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм;
Прививать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
Материал: репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A4; простой карандаш, масляная пастель, акварельные краски.
Предварительная работа :
• рассматривание репродукций В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстраций зимних пейзажей;
• дидактическая игра лото «Одежда в любую погоду» ;
• наблюдения на участке за играми детей;
• рисование различными художественными материалами.
Ход занятия:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины, иллюстрации с изображением зимних игр, послушать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
«Что происходит с природой зимой? Какие краски преобладают? А вы любите зиму? За что? В какие игры можно играть зимой на свежем морозном воздухе? А вы любите совершать пешие прогулки зимой? Как лучше одеваться зимой на улицу, что бы не замерзнуть? Какое настроение у вас возникает во время игр зимой?
После ответов детей на вопросы, предложить сравнить два рисунка. Кто на них изображен? Во что одеты дети? Чем они отличаются друг от друга? Узнать, смогли бы они сами нарисовать таких же веселых детей на зимней прогулке?
Физкультминутка "Мы построим снежный дом"
Вышли мы на улицу,
(маршируют)
Снегу намело!
(руки вверх, в стороны)
Вот лопаты мы возьмем,
(работают лопатами)
Да и снег весь разгребем.
Протопаем дорожку
К самому порожку.
(топают ногами)
Слепим круглые снежки
(лепят снежки)
И огромные комки.
(показывают большой ком)
Мы построим снежный дом,
(маршируют)
Дружно жить мы будем в нем.
(хлопают)
Предложить внимательно посмотреть и послушать рассказ, о двух ладошках, которые помогают детям рисовать!
1. Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой пальчик отвести в сторону. Прижать безымянный и мизинец пальцы друг к другу, указательный и средний сомкнуть плотнее и отвести немного в сторону.
2. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка. Сильно прижать ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.
3. Правой рукой обвести простым карандашом ладошку, сильно не прижимать карандаш к пальцам.
4. Убрать левую ладошку с листа, замкнуть две линии.
5. Перевернуть лист на 1800. Спросить у детей «На что это похоже?».
6. Сверху дорисовываем две дуги (капюшон) .
7. С правой стороны нужно нарисовать вторую руку. Дети сами решают куда будет она направлена: вверх, вниз, в сторону или в лево на комбинезон.
8. Прорисовываем делали : овалы – ботинки; овальчик плюс пальчик – рукавички; шарф; глаза; нос; рот.
9. Обвести готовый рисунок нужно восковыми мелками, они не бояться акварельных красок. Использовать нужно разные цвета, чтобы комбинезон получился яркий, заметный, со множеством мелких деталей (молния, карманы, воротник, манжеты, отражатели и т. д.
10. Затем дополнить сюжет: снежинками, лопатой, снеговиком и т. д. по желанию детей.
11. Заключительная часть работы – раскрашивание акварельными красками.
Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Затем рисунки объединяются в мозаичное панно то содержанию: катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки и т. д.
Советы воспитателю
На предыдущем занятии предложить детям нарисовать зимний пейзаж.
Выставить репродукции картин о зиме.
Конспект занятия по рисованию
в подготовительной группе "Бравые солдаты"
Программное содержание:
Продолжать учить рисовать фигуру человека в военной форме (комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию, учить передавать простые движения рук и ног, подводить детей к передаче образа нетрадиционным способом (при помощи руки) ;
продолжать учить использовать в рисунке разные материалы: цветные акварельные карандаш, цветные восковые мелки.
закреплять технические навыки рисования материалами.
развивать умение передавать в рисунке свое отношение к Защитникам Родины;
воспитывать чувство патриотизма за Российские вооруженные силы.
Материал: репродукция картин, иллюстрации из наглядно-дидактического пособия «Защитники отечества»; бумага формата A4; цветные карандаши, масляная пастель.
Предварительная работа :
• рассматривание репродукций картин с изображением разных родов войск, технологических карт последовательности изображения;
• дидактическая игра лото «Одежда» ;
• просмотр презентации «Защитники отечества»;
• рисование различными художественными материалами.
Ход занятия:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением летчика и танкиста в форме.
«Какие отличия и общие черты у представителей этих профессий? Как называются головные уборы, чем похожи и чем различаются? А кем вы хотите стать, когда вырастите? Почему? Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Какое настроение у вас возникло во время просмотра презентации?
После ответов детей на вопросы, предложить сравнить два рисунка. Кто на них изображен? Во что одеты? Чем они отличаются друг от друга? Узнать, смогли бы они сами нарисовать таких же военных, другим способом и каким?
Физкультминутка "Будим мир мы защищать" (выполняется в парах)
Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно соединяют пальчики обеих рук)
Будем мир мы защищать! (Жмут друг другу руки)
На границе встанем (Руки вытянуты вверх)
Всех врагов достанем, (Шаг, выпад вперед)
Будем чаще улыбаться (Повороты в стороны)
А не ссориться и драться (Обнимаются друг с другом)
Предложить внимательно посмотреть и послушать рассказ, о двух ладошках, которые помогают детям рисовать!
1. Положите левую ладошку по центру листа бумаги. Большой пальчик отвести в сторону. Прижать безымянный и мизинец пальцы друг к другу, указательный и средний сомкнуть плотнее и отвести немного в сторону.
2. Между безымянным и средним пальцами должна образоваться галочка. Сильно прижать ладонь к листу бумаги, чтобы он не двигался.
3. Правой рукой обвести зеленым или голубым карандашом ладошку, сильно не прижимать карандаш к пальцам.
4. Убрать левую ладошку с листа, замкнуть две линии.
5. Перевернуть лист на 1800. Спросить у детей «На что это похоже?».
6. Сверху дорисовываем две дуги (шлем) .
7. С правой стороны нужно нарисовать вторую руку. Дети сами решают куда будет она направлена: вверх, вниз, в сторону или в лево на комбинезон.
8. Прорисовываем делали : манжеты на рукавах и низ комбинезона, овалы – ботинки; овальчик плюс пальчик – ладонь; глаза, нос, рот; воинские знаки отличия.
9. Готовый рисунок нужно аккуратно раскрасить. Использовать нужно определенные цвета, чтобы можно было определить тип ВС, с прорисовкой мелких деталей (молния, карманы, воротник, манжеты, погоны и т. д. Обратить внимание детей на фоновое решение.
10. Заключительная часть, дополнить композицию, деталями переднего и заднего плана.
Воспитатель предлагает детям нарисовать понравившегося представителя ВС. Рисунок должен передавать патриотическое настроение.
Затем рисунки объединяются в мозаичное панно для украшения фойе перед музыкальным залом на кануне празднования Дня защитника отечества.
Советы воспитателю
На предыдущем занятии предложить детям нарисовать матроса другим известным способом.