МААМ-картинки

Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР

Елена Майорова
Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Мнемотехника как прием в обучении связной речи

дошкольников с ОНР»

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Начиная работу с детьми 5 лет с диагнозом общее недоразвитие речи выявила следующие проблемы: ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неумение планировать речевое высказывание. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Публикация «Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах

В своей практике для решения этих проблем использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, пришла к выводу, что в решении проблемы недоразвития связной речи может помочь мнемотехника.

Поэтому в старшей логопедической группе особое внимание уделила такому эффективному средству развития связной речи, как мнемотехника.

Перед собой поставила цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР связной речи с использованием наглядного моделирования.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Пробуждать интерес детей к придумыванию интересных историй, составлению пересказа, заучиванию стихов с помощью схем-моделей.

2. Развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.

3. Развивать у детей внимание, память, мышление.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко и др.).

Также опыт моей работы показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения.

Мною разработана система занятий с использованием наглядного моделирования. Последовательное усложнение дидактического материала, заданий осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – ёлка.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Приёмы мнемотехники начала использовать на занятиях с детьми в старшей логопедической группе с начало учебного года. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания скороговорок или маленьких стишков. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику использую на всех видах занятий по развитию речи. При составлении описательного рассказа по предмету вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем сумку. Одновременно объясняю и показываю: «Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…». В результате обогащается словарный запас ребенка.

Далее составляем совместный с детьми рассказ. Педагог указывает на часть предмета, дети её называют. Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря.

Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин. Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных. Затем несложные сюжеты из детской жизни. Использую игровой приём и художественное слово, с помощью которого ребёнок рассказывает какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине. В индивидуальной работе применяю дидактические игры, где закрепляем с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом.

Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы можно было наметить простую сюжетную линию (например, девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросы помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. ( Примеры вопросов: Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке)

Затем предлагаю детям с помощью мнемоквадратов показать куклам мультфильм и рассказать последовательно историю.

При пересказе литературных произведений учу детей передавать выразительный разговор действующих лиц. Ввожу новый приём –диалог. С помощью мнемодорожек дети рассказывают каждый свою часть литературного произведения, затем соединяют её в чёткой последовательности, не изменяя части местами.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять рассказы из личного опыта. Темы предлагаются конкретные: о недавних пережитых ярких событиях или связанные с трудом людей из ближайшего окружения (повар, дворник и др.). Источником материала для составления рассказов о природе являются прогулки, экскурсии. Во время которых дети наблюдают, задают вопросы, составляют рассказ об увиденном. Для закрепления полученных знаний провожу дидактические игры. Совместно с детьми рассматриваем иллюстрации, читаем поэтические произведения, разгадываем загадки. Направляю внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие - то события из своего опыта и передавали их в рассказе. При этом учу соблюдать последовательность и чёткость повествования.

Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей:

- вводная часть,

- чтение литературного произведения,

- беседа с наводящими вопросами,

- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице.

Использование мнемотаблиц, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Старшие дошкольники оценивают рассказы товарищей. Учу детей видеть хорошее и недочёты в пересказе, одновременно воспитываю доброжелательное отношение к другим детям.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой провожу речевые игры, использую настольно - печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Большая работа по этой теме проводится и с родителями. Это родительские собрания, консультации в виде викторин, мастер-классов, открытые занятия. Также родителям предлагаю домашние задания по заучиванию стихов с опорой на мнемотаблицу. Дети с удовольствием в группе рассказывают стихи и показывают составленные совместно с родителями таблицы.

В процессе такой системной работы к концу старшей группы дети стали лучше анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Почти все дети научились излагать тексты связно, последовательно. Совершенствуется умение детей эмоционально передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Диагностика развития связной речи у детей с ОНР проводилась в начале и в конце учебного года. По результатам диагностики, проведённой в конце учебного года видно, что данная работа даёт положительные результаты.

Публикации по теме:

«Использование моделей при обучении дошкольников связной речи»«Использование моделей при обучении дошкольников связной речи» Речевое развитие играет важную роль в развитии ребенка. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы. В работе.

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Конспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речиКонспект занятия с использованием инновационных технологий при обучении детей старшей группы связной речи Тема: " Путешествие по сказкам" Задачи:учить детей передавать содержание русских народных сказок с помощью символизации и моделирования,.

Консультация «Развитие связной речи у дошкольников» Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель:.

План самообразования «Развитие связной речи у дошкольников» Тема: «Развитие связной речи у дошкольников» Введение: К началу обучения в школе ребенок должен овладеть всей системой родного языка, то.

Консультация «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель средней группы МБДОУ детский сад № 77 г. Иркутска Залевская Анна Михайловна. Кому как не актеру можно похвастаться замечательной,.

Развитие связной речи дошкольников в детском саду В наш современный век компьютерных технологий ребёнку со стороны родителей уделяется всё меньше и меньше внимания. Родители перегружены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 07:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как прием в обучении связной речи дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Майорова (УИ 329325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД