МААМ-картинки

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию

Светлана Шумакова
Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию
▼ Скачать + Заказать документы

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, то есть предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять её компоненты – предложения, слова и т. д. Чтобы помочь ребёнку в развитии этой способности и тем самым облегчить усвоение связной речи, необходимо при подготовке дидактического языкового материала учитывать некоторые особенности словообразования и грамматических форм, которые обычно вызывают затруднения.

Публикация «Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию» размещена в разделах

Овладевать родным языком ребёнка необходимо учить.

Существует два типа связной речи : диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы – спросить о чём-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких-то фактах. Диалог по стилю – в основном разговорная речь. Монолог, как правило, - речь книжного стиля. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке.

В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящим по ситуации, но очень часто используются и полные предложения стандартной конструкции разговорного стиля. Неполные предложения не употребляются в монологической речи.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат её в быту.

При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чём-либо используется монологическая форма речи.

Отличие этой формы речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи друг с другом. Временная связь может быть двоякой : факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности.

Сообщение о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением. В монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной : предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научится строить простые распространённые и сложные предложения, его речь не может быть связной. Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике и синтаксису.

Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чём-либо, описать игрушку или знакомый предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения.

В первое время, после поступления детей в группу, я редко слышала вопросы “почему?”, “зачем?”, так как активный словарный запас у детей довольно беден. Дети зачастую не могли вести диалог даже на бытовые темы. Поэтому с самого начала я направила свою работу на накопление словарного запаса и развитие активного словаря.

Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи вопросов (“Какой это предмет?”, “Что он может делать?”, “Как он это делает?” и т. п.) можно построить достаточно развёрнутое высказывание-сообщение или высказывание-вопрос, высказывание-рассуждение и т. д. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно. Вместе с тем работа над словом позволяет активизировать и развитие произносительных навыков у детей.

Следующей ступенью в обучении детей связной речи является построение грамматически правильных предложений: сначала простых, а затем сложных. Отрабатывая эту тему, можно использовать следующие игры:

1. "Кто придумает конец, тот и будет молодец". Цель – дать детям практическое представление о связи слов.

2. "Как слова дружат". Цель – дать понятие о предложении.

3. "Чего не хватает?". Цель – закреплять связь слов в предложении.

4. "Составь предложение". Цель – учить составлять простые предложения.

5. "Предложения – по картинкам". Цель - учить составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.

Работая с детьми, я постоянно стараюсь вызвать их на разговор, прошу выражать свои мысли не торопясь, чётко, чтобы было понятно, о чём ребёнок хочет рассказать, добиваюсь последовательного сообщения, то есть добиваюсь от детей неподготовленной диалогической речи. В играх-диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Маски вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т. д.

Развивая связную речь детей, я разучиваю с ними чистоговорки, потешки, поговорки, загадки, стихи, скороговорки, то есть накапливаю пассивный

Словарный запас. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Стихи я подбираю с учётом интеллектуальных и речевых возможностей детей. Разбирая новое стихотворение, я сначала сама его выразительно читаю, далее задаю вопросы по содержанию, помогаю детям уяснить основную мысль стихотворения. Объясняю новые слова, встретившиеся в стихотворении, в доступной форме объясняю их значение.

В период коррекционно-логопедической работы основное внимание я уделяю формированию монологической речи.

Монологическая речь сложна и в психологическом, и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, наиболее точный словарь. Я обучаю детей отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, самостоятельно задавать вопросы по тексту, по картинкам, договаривать начатую фразу; реконструировать предложение; восстанавливать деформированный текст; уточнять, рассуждать, объяснять.

Большое значение для развития связной монологической речи, как утверждают психологи, имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при наличии трёх факторов, состоящих в единстве:

1) наличие у ребёнка словаря;

2) наличие внутреннего плана высказывания (т. е. у него в голове есть мысли);

3) желание сказать.

Лучше всего начинать работу по формированию связной монологической речи с пересказа русской народной сказки, небольшой по объёму, или небольшого рассказа, так как пересказ – сравнительно лёгкая речевая деятельность. Для детей с общим недоразвитием речи необходимо несколько раз прочитать произведение (оно должно соответствовать возрасту детей и уровню их умственного развития). Можно использовать следующие варианты работы над пересказом:

- по плану из картинок;

- по отдельным картинкам из сюжета;

- узнавание и определение героев;

- по отдельным аксессуарам героев;

- по опорным словам;

- по отдельным текстовым кусочкам: начало, конец, середина пересказа;

- по названию.

Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного творческого рассказывания. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Следующей ступенью к овладению связной монологической речью является рассказ. Рассказ – это самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – это более сложная деятельность, чем пересказ.

Начинать надо с составления рассказа по демонстрируемым действиям. При формировании высказываний по демонстрируемым действиям надо наращивать действия, то есть удлинять речевое описание. Очень важно для формирования мотивации высказывания постоянно усложнять задания. Такие задания формируют аналитико-синтетическую деятельность у детей. На этом этапе я максимально использую наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства можно использовать моделирование плана высказывания. Далее я составляю рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления – этот приём предполагает умение создать маленький сюжет, найти характер героев, участников, вообразить настроение и т. д. Именно настроение рассказа (весёлая птичка, грустная кукла, сильный мишка и т. п.) стимулируют речевую активность детей и помогает им в подборе слов.

Следующим этапом работы является составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по сюжетной картинке – это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картинки (первый план, задний план, уметь задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке.

Литература.

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., «Мир», 1993.

2. Т. А. Ткаченко. Формирование и развитие связной речи. СПб, «Детство-Пресс», 1998.

3. В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.

4. Н. С. Жукова, Е. И. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРДЛТД, 1998.

5. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., «Владос», 1998.

6. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. Придумай слово. М, «Просвещение», 1996.

7. О. Н. Козак. Простые словесные игры. СПб, «Союз», 1998.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года» разработана воспитателями средней группыДидактическая игра по развитию связной монологической речи «Времена года» разработана воспитателями средней группы Группа: дидактическое пособие развитию речи (образовательная область «Речевое развитие»). Возраст детей для среднего и старшего дошкольного.

Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будет учится их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников Тема: «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок 1 слайд Визитная карточка. Я, Ларина Татьяна Владимировна. Работаю в Центре развития ребенка №23 «Родничок» воспитателем Городского округа.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях логопеда с дошкольниками, имеющих речевую патологию Коррекционная работа на занятиях логопеда направлена не только на предупреждение и устранение недостатков речи, но и на развитие процессов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию
Опубликовано: 12 декабря 2015 в 20:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шумакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД