Папки-передвижки

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР

Елена Бабарико
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая практика показывает, что дети-логопаты, имеют значительные трудности в развитии связной речи. Они обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, о чем думаем. У дошкольников память носит непроизвольный характер, то есть лучше запоминаются предметы, события близкие жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Для улучшения памяти необходимо развивать у детей приемы запоминания.

К системе методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, относится мнемотехника. Используя мнемотехнику мы развиваем у детей : слуховую, зрительную, двигательную, тактильную память, а также мышление, внимание и воображение. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями».

В коррекционной работе с детьми по развитию связной речи мы используем для пересказа русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»и другие, применяя разные виды мнемотехники, позволяющие детям понять логику сказок. Дошкольникам с общим недоразвитием речи трудно уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожками можно, используя приемы наложения и приложения, решая задачи направленные на:

-развитие основных психических процессов;

- развитие мелкой моторики рук при графическом воспроизведении.

Мнемодорожки, пиктограммы используются не только при пересказе, но и при составлении коротких рассказов. И если в первом случае пересказ может допускать неточность, то во втором случае дети дословно пересказывают текст.

Часто взрослые требуют от детей пересказать текст своими словами, но надо иметь в виду, что пересказ ребенка, утративший авторские выражения и обороты может оказаться примитивным. Внимание детей обращаем на образные, яркие выражения, имеющиеся в тексте. Детям следует постараться их запомнить и использовать в своей речи. Например, не просто петух, а голенастый, не просто песенка, а еще и звонкая и серебристая.

Рисование книжки-раскладушки тоже относится к разновидности пиктограммы, потому что это тоже метод быстрого рисунка, который рисует взрослый по мере рассказывания - здесь также зарисовывается каждое предложение. Рисунок может быть выполнен заранее наполовину взрослым, а ребенок по мере рассказывания может только подрисовывать отдельные детали. Например, в предложении «У кота Васьки пушистая серенькая шубка» - ребенок ваткой смоченной в серой краске рисует шерстку. А на следующей странице - «У Васьки зеленые глазки» - закрашивает зеленой краской глаза.

Всё это привлекает внимание детей, вызывает интерес к происходящему, помогает запомнить информацию.

Таким образом использование в коррекционной работе мнемотехники для развития связной речи, позволяет детям более полно и последовательно пересказывать тексты, сказки, придумывать интересные истории, заучивать стихи.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 06:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабарико (УИ 270542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД