Елена Бабарико
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать
Логопедическая практика показывает, что дети-логопаты, имеют значительные трудности в развитии связной речи. Они обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, о чем думаем. У дошкольников память носит непроизвольный характер, то есть лучше запоминаются предметы, события близкие жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для улучшения памяти необходимо развивать у детей приемы запоминания.
К системе методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, относится мнемотехника. Используя мнемотехнику мы развиваем у детей : слуховую, зрительную, двигательную, тактильную память, а также мышление, внимание и воображение. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями».
В коррекционной работе с детьми по развитию связной речи мы используем для пересказа русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»и другие, применяя разные виды мнемотехники, позволяющие детям понять логику сказок. Дошкольникам с общим недоразвитием речи трудно уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожками можно, используя приемы наложения и приложения, решая задачи направленные на:
-развитие основных психических процессов;
- развитие мелкой моторики рук при графическом воспроизведении.
Мнемодорожки, пиктограммы используются не только при пересказе, но и при составлении коротких рассказов. И если в первом случае пересказ может допускать неточность, то во втором случае дети дословно пересказывают текст.
Часто взрослые требуют от детей пересказать текст своими словами, но надо иметь в виду, что пересказ ребенка, утративший авторские выражения и обороты может оказаться примитивным. Внимание детей обращаем на образные, яркие выражения, имеющиеся в тексте. Детям следует постараться их запомнить и использовать в своей речи. Например, не просто петух, а голенастый, не просто песенка, а еще и звонкая и серебристая.
Рисование книжки-раскладушки тоже относится к разновидности пиктограммы, потому что это тоже метод быстрого рисунка, который рисует взрослый по мере рассказывания - здесь также зарисовывается каждое предложение. Рисунок может быть выполнен заранее наполовину взрослым, а ребенок по мере рассказывания может только подрисовывать отдельные детали. Например, в предложении «У кота Васьки пушистая серенькая шубка» - ребенок ваткой смоченной в серой краске рисует шерстку. А на следующей странице - «У Васьки зеленые глазки» - закрашивает зеленой краской глаза.
Всё это привлекает внимание детей, вызывает интерес к происходящему, помогает запомнить информацию.
Таким образом использование в коррекционной работе мнемотехники для развития связной речи, позволяет детям более полно и последовательно пересказывать тексты, сказки, придумывать интересные истории, заучивать стихи.