Луиза
Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.
Цель моей работы:
Публикация «Отчет по самообразованию „Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.
Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:
- воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;
- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр :
-Исполнение воспитателем главной роли;
-Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
-Внесение образных игрушек;
-Прием параллельной игры;
-Прием ролевой игры с продолжением;
-Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Работу я начала по следующим направлениям:
-изучение литературы,
-работа над созданием развивающей среды,
-занятия с детьми,
- взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
• Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.
• Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.
• Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
• Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
• Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)
В течении года мною были подготовлены и проведены:
• ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».
• Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .
• Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .
• Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .
• Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .
• Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)
• Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»
• консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .
В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте