Валентина Власкина
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая была подготовлена методистом Власкиной В. В. и воспитателем Могутовой Г. В.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова,
Публикация «„Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.
С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора.
Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.
Для развития художественно- речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям. Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.
Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая
Этапы работы (младший средний возраст)
1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка- мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Для более лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления. Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.
В рамках проектной деятельности родителями был показан кукольный театр «Маша и медведь»
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях
языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.
В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.
В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками, играют в настольный театр, любят драматизировать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и другие.
В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:
1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части. 2. Каждая часть кодируется
3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно
4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности
художественной формы, выражающей содержание.
Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Старшие дошкольники уже самостоятельно показывают кукольный театр.
Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.