Получи документы

«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»

Валентина Власкина
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная консультация из опыта работы с показом презентации демонстрировалась на районном методическом объединении педагогов ДОУ, которая была подготовлена методистом Власкиной В. В. и воспитателем Могутовой Г. В.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова,

Публикация «„Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.

Для развития художественно- речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям. Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая

Этапы работы (младший средний возраст)

1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка- мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Для более лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления. Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.

В рамках проектной деятельности родителями был показан кукольный театр «Маша и медведь»

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях

языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.

В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками, играют в настольный театр, любят драматизировать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и другие.

В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:

1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части. 2. Каждая часть кодируется

3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности

художественной формы, выражающей содержание.

Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Старшие дошкольники уже самостоятельно показывают кукольный театр.

Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развивающая речевая среда группы». Презентация на КМО воспитателей раннего возраста «Самые маленькие в детском саду» Уважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию презентацию "Развивающая речевая среда группы". Эту презентацию педагог представляла на кустовом.

План самообразования по теме «Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр» Тема самообразования: Развитие речи дошкольника посредством пальчиковых игр. Цель: развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 22:07
+78Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование художественной литературы как средство развития связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Власкина (УИ 199455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД