Галина Шашкова
ТРИЗ — технология как средство развития связной речи детей с ОНР «Чайник в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект непосредственно
образовательной деятельности
Тема: ТРИЗ – технология как средство развития связной речи детей с ОНР «Чайник в гостях у ребят»
Тема недели: «Посуда»
Возраст детей - (6-7 лет).
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Чайник
- Темочки
Цель: Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Посуда», развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения. Интеграция: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Художественное творчество».
Задачи: - Развитие свободного общения взрослого и детей («Коммуникация»)
- Развитие всех компонентов устной речи («Чтение художественной литературы»
- Развитие умения отгадывать загадки («Чтение художественной литературы»)
- Формирование целостной картины мира («Познание»)
- Развитие игровой деятельности детей («Социализация»)
- Развитие двигательной активности («Физическая культура»)
- Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни («Здоровье»)
- Развитие эмоционального развития детей («Музыка»)
- Приобщение детей к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы человека («Безопасность»)
- Развитие продуктивной деятельности («Художественное творчество»)
Предварительная работа: - чтение художественных произведений:
- «Федорино горе», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений по теме;
- дидактические игры: «На что похоже», «Изобрази предмет», «Угадай, что это»
- подвижная игра: «Море волнуется раз…»
Методы и приемы:
Практические: игра, сюрприз, продуктивная деятельность.
Наглядные: рассматривание, наблюдение.
Словесные: беседа, ситуативный разговор, рассказ воспитателя.
Материал и оборудование: Наглядности «Посуда», разрезные картинки, иллюстрации чайников, соленое тесто, формочки для печений, фартуки, скалки, ноутбук.
Ход образовательной деятельности.
Поздоровайтесь с гостями
Улыбнитесь всем вокруг
Руку дайте другу слева
И вставайте в полукруг.
(столы расставлены по-другому, под салфеткой спрятан предмет)
-Воспитатель задает проблемный вопрос о том, что изменилось в группе? Что может скрываться под салфеткой?
(Дети высказывают свои предположения)
-Воспитатель загадывает загадку
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит –
Эй, сними меня! – кричит (чайник)
(Демонстрация и рассматривание заварочного чайника)
-Воспитатель: Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о чайнике.
-Как вы думаете, какой это чайник? (заварочный)
-Зачем нужен заварочный чайник? (заваривать чай)
-Какие бывают чайники? (ответы детей)
(Демонстрация картинок на доске с разными видами чайников : медный, алюминиевый, чугунный, электрический, стеклянный, глиняный)
-Воспитатель: Давайте посчитаем чайники.
Игровое упражнение «Который по счету».
-Воспитатель: Можно ли его заменить чайник другим предметом? (Ответы)
- Это будет удобно или нет и почему? (Неудобно. Если греть в кастрюле и наливать из нее, обе руки будут заняты можно, пролить. Если взять стакан тоже неудобно, нет ручки, он горячий можно обжечься)
-Воспитатель: Что есть у чайника? (ответы детей)
-Что хорошего в чайнике? (Есть носик – вода течет струйкой; есть крышка – чайник закрыт, не идет пар; есть ручка – берешься за нее одной рукой и наливаешь, а другой можно придерживать чашку.)
-Что плохого в чайнике? (можно за носик зацепиться и опрокинуть на себя; если неплотно закрыть крышку можно обвариться паром)
- Чайник со свистком что хорошего? (Слышно когда закипает)
- Чайник со свистком что плохого? (Когда свистит, нарушает тишину)
-Воспитатель: Много было сказано о том, что чайник полезен и очень всем нужен, но и часто он бывает достаточно опасным предметом, если с ним обращаться неправильно. Подумайте и скажите правила обращения с чайником.
(1. Не открывать крышку, можно обвариться. 2. Осторожно снимать с плиты. 3 Аккуратно наливать из чайника. 4 Не ставить на край стола. 5Не брать голыми руками.)
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Легли, вытянулись.
.
Н. Нищева
Звучит песня Федоры.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, кто это поёт? Да еще так жалобно причитает. Кто же это?
Заходит Федора.
Воспитатель: - Вы догадались, кто это? (ответы детей)
Федора: - Здравствуйте, ребятки мои милые. А вы не догадываетесь, почему я такая печальная? Вы и сказку обо мне знаете? (ответы детей) Помогите мне, от меня убежали чашки, блюдца. (ответы детей). И вот не знаю, почему посуда убежала.
-Воспитатель: От Федоры в сказке убежала вся посуда, потому что (Она не мыла её, не чистила, била).
-Воспитатель: Вот почему у тебя вся посуда убежала.
-Федора: - Ну, подумаешь всего одну чашечку, разбила. Иногда я и мыла её.
-Воспитатель: Посуду надо мыть каждый день и бережно с ней обращаться.
-Федора: Помогите мне вернуть мою посуду назад.
-Воспитатель: Нам помогут «волшебные картинки». Давайте сложим их и узнаем, кто же убежал от Федоры!
(Дети складывают разрезные картинки (чайник, чашка, сковорода блюдце, кастрюля, сахарница) по количеству детей.)
-Воспитатель: - Что ты сложил? А у тебя что получилось? Что у тебя спряталось в картинке? (ответы детей)
-Воспитатель: Федора посмотри, сколько посуды ребята нашли.
-Федора: Спасибо, ребята, что вы мне помогли. Я предлагаю вам отправиться в сказку «Федорино горе», в которой предметы посуды умели разговаривать. Вокруг себя повернись и в посуду превратись. А теперь давайте познакомимся друг с другом в другом образе. Нужно о себе рассказать так, чтобы все, узнали, в какой предмет посуды ты превратился.
(Дети описывают предмет и отгадывают)
-Федора: Молодцы. Все загадки отгадали.
-Воспитатель: Любое чаепитие не обходится без угощения, и сегодня мы с вами побудем кулинарами и приготовим из «цветного теста» угощение.
(подойдите к столам. наденьте фартуки)
Но, прежде потренируем наши руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре
(удар кулачками 3 раза друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемоем
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, сковородку
Блюдце и кастрюлю
(загибают пальчики по одному)
Мы посуду перемоем
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Так Федоре мы поможем.
(удар кулачками 3 раза друг о друга, хлопок в ладоши) .
(Художественное творчество «Лепка угощения», укладывают на лист уносят в печь)
Стихотворение читает ребенок:
Пузатый чайник я люблю, он жарким делом занят
Свистит он песенку свою и крышкой барабанит!
Пузатый чайник знаменит в любое время года,
Особенно когда стоит неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай, разгонит скуку и печаль
Он с медом, он с вареньем, с чудесным настроеньем!
Воспитатель подводит итог занятию, спрашивает, что детям понравилось, и что они узнали нового, а также хвалит детей
(Заходит Федора с угощением, приглашает всех к самовару)