Наталия Чеботарь
Статья «Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным. Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям самостоятельно составить мнемотаблицу об осени, зиме, весне, лете и рассказать о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации. Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи; у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности. Для того чтобы побудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление. Дети легче заучивают стихотворение по мнемотаблице, что помогает им запомнить логическую последовательность символов (образов, помогает освоить элементы рассказывания. Например, заучивание стихотворений «Осень наступила», «Шел по лесу Дед Мороз», «Отшумела злая вьюга», песенка «Как у бабушки козел»… Так же в работе с детьми по развитию связной речи я использую коллаж. Например, «Вспомни сказку по коллажу». Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача которого – соединить, т. е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Что способствует закреплению различных методов запоминания; развитию фотографической памяти ребенка; расширению словарного запаса, образного восприятия; развитию устной речи; умению связно говорить, рассказывать. Дети 5 -6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории «Как я провел выходной день», «Если бы я был волшебником» и т. п. Поэтому для составления творческих рассказов так же можно использовать приемы мнемотехники. У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ (сказку). Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше они будут готовы к школе, так как связная речь является важнейшим показателем умственных способностей.