Получи документы

Миофункциональная гимнастика в работе логопеда

Лидия Шевцова
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: учитель-логопед Шевцова Лидия Сергеевна

Организация: МДОБУ д/с № 125

Населенный пункт: г. Сочи п. Лазаревское

Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.

К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:

- длительное сосание пустышки;

Публикация «Миофункциональная гимнастика в работе логопеда» размещена в разделах

- сосание большого пальца, языка, различных предметов;

- прикусывание губ, щек;

- инфантильное глотание;

- прокладывание языка между зубами;

- ротовое дыхание;

- бруксизм;

- подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

При инфантильном типе глотания дети надувают щеки, делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается определенное силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей. Бруксизм – периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами. Ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица, развивается хроническая гипоксия. Нарушение прикуса также ведет к нарушениям осанки - так работают механизмы компенсации в растущем организме.

Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии. В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.

Такой комплексный подход будет способствовать:

- более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;

- при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

- в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.

Упражнения для нормализации носового дыхания

Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.

Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д» (30 сек)

Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.

Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.

Упражнение 4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо - в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.

Упражнение 5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.

Упражнение 6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»)

Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.

Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.

Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.

Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.

Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.

Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.

Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.

Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.

Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти

Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.

Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.

Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.

Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении

Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.

Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать паллчку необходимо в течение 3-4 мин.

Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.

Упражнения для коррекции перекрестного прикуса

Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.

Упражнения 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.

Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.

Список использованной литературы

1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М., 2004

2. Аверьянов С. В., Костина Я. В. Стандартные аппараты для миофункционной ортодонтии : учебное пособие. Уфа 2014

3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. М. ,2015

4. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М., 2009

5. Белкина В. Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Ярославль 2001

6. Зубкова Л. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. М. ,1993

Публикации по теме:

Чистоговорки и скороговорки в работе логопеда Для детей 5-6 лет характерен достаточно обширный словарный запас, они умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают и рассказывают.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал:  «Забота о здоровье —  это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Кинезиология в работе логопеда Как мы все хорошо знаем «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Единство мозга складывается из деятельности.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда .

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 13:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Миофункциональная гимнастика в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Шевцова (УИ 1749528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД