ольга саматова
Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.
Публикация «Отчет по теме самообразования учителя-логопеда „Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчет учителя-логопеда
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
В своей работе я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливость, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.
Благодаря этому нетрадиционному методу, мы сможем: развивать мелкую моторику, работать над фонетической и лексической стороной речи и формировать фразовую речь.
Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия).
Задачи:
1. Изучение соответствующей литературы по теме самообразования;
2. Знакомство (ознакомление) с инновационными методиками, технологиями.
3. Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год.
Прежде чем начать работу я изучила соответствующую литературу по теме :
1. Журнал «Логопед». №3 -8, 2006г.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб. : ИД «МиМ», 1998
4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов– на-Дону: «Феникс», 2001
5. Журнал «Логопед». №3 -8, 2006г.
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб. : ИД «МиМ», 1998
8. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов– на-Дону: «Феникс», 2001
Следующим шагом был подбор картотеки дидактических игр по работе с песком, а так же цикл занятий по автоматизации звуков в речи.
Игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.
При организации игр руководствовалась следующими принципами:
• Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.
• Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.
• Уважение к детскому творчеству, фантазии.
Игры с песком я брала разнообразные:
обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира. ; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Проанализировав методическую литературу я использовала игры с песком для детей всех возрастных групп.
В младшем дошк. возрасте используются формочки. Совочки. Дети играют в традиционные игры с песком.
В среднем дошк. возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: Горячее-холодное». «Сухое-мокрое», «Твёрдое-мягкое», «Гладкое-шершавое»
В старшем дошк. возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. «Графические диктанты», «Допиши букву». «Слепи букву», «Выложи букву», «Найди букву», «Слоговые дорожки».
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешным.
Родители часто задают вопросы, чем занять ребёнка в свободное время, во время каникул. Поэтому для родителей были проведены консультации с использованием песочных игр : «Играем с песком», «Роль песочной терапии в развитии ребенка". Были созданы буклеты: «Чудеса на песке», «Игры с кинетическим песком»
К концу учебного года я подготовила фотоматериал «Логопедические игры с использованием песка», который расположила на стенде.
На протяжении всего учебного года помещала свои разработки на сайт maam.ru в сети интернет.
На педагогическом совете обобщила свой опыт среди коллег.
В мае дала открытое занятие для педагогов «Автоматизация звука с использованием песка»
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
- снижается уровень напряжения и возбудимости;
- совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь;
На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.