Получи документы

Мини-музей как средство развития старшего дошкольника

Ольга Осипова
Мини-музей как средство развития старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Мини-музей как средство развития старшего дошкольника

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Публикация «Мини-музей как средство развития старшего дошкольника» размещена в разделах

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы.» (Е. И. Тихеева)

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС :

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

• наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Что означает слово «музей»?

Музей - от греч. «тшеюп» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

«Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». (Ф. Дзери)

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже.

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А. В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

«Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. С экспонатами в мини-музее можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Рыжовой Н. А., Логиновой А. И.).

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев

• Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

• Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

• Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является - «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного». В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т. д.

Основными задачами мини-музеев являются :

1. Образовательная.

Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.

2. Развивающая.

Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.

3. Воспитательная.

Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Этапы создания мини-музея :

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.

2. Практический. Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.

Экспонат - главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. Разработка перспективно-тематического плана работы (занятия с детьми, конкурсы, выставки, мероприятия). Выбор экскурсоводов.

3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

• восприятие,

• понимание,

• осмысливание,

• закрепление,

• применение.

Рекомендации по организации мини-музея

1. Если мини-музей организуется в небольшом помещении, то строить работу с детьми лучше по подгруппам-не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого ребенка. Часто для расположения мини-музеев используют разные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стеньгу входа в группу и т. п.

2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы

3. Планировать порядок сменяемости экспонатов музея и вариантов их хранения вне музея. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены». На начальном этапе создания мини-музея при небольшом количестве материала нельзя выставлять его весь.

4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.

5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.

6. Мини-музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования.

7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы с экспозициями мини-музея :

• Экскурсии

• Образовательная деятельность с элементами игры

• Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)

• Исследовательская деятельность

o Игры-развлечения,

o Игры-путешествия,

o Интеллектуально-творческие игры.

- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Ведущей формой работы музея является экскурсия.

Экскурсии могут быть:

• Обзорные экскурсии;

• Тематические экскурсии;

• Научно-просветительские экскурсии.

Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;

Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.

Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.

Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.

Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной

«Береза - символ России!» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;формирование ценностного отношения к березе, как уникальному представителю родной природы - символу России;

«Какие бывают часы»-знакомство с понятием время и историей возникновения часов; учить назначению минутной, секундной, часовой стрелок; знакомство с разными видами часов (механические, электронные, расширение кругозора, познавательного интереса;

«Чудеса для детей из ненужных вещей» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, творчества детей и родителей;

«Лучший друг человека» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о роли собак в жизни человека;

Мини-музей истории книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

• Мой родной город Москва» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами и др.

Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Мини-музей «История развития информационных технологий и вычислительной техники»Мини-музей «История развития информационных технологий и вычислительной техники» Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть в нашем мини-музее «Живет в нём вся Вселенная, а вещь обыкновенная». А давайте вспомним как нужно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развития старшего дошкольника
Опубликовано: 19 мая 2024 в 17:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство развития старшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Осипова (УИ 668650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД