ольга носова
Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи в различных регионах РФ
▼ Скачать
Стендовый доклад:
«Межведомственное взаимодействие в системе ранней в разных регионах РФ».
Реализация всех направлений деятельности системы ранней помощи возможна только при развитии механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Межведомственное взаимодействие обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования системы ранней помощи как социальной системы : комплексность, качество, своевременность и вариативность услуг.
Публикация «Межведомственное взаимодействие в системе ранней помощи в различных регионах РФ» размещена в разделах
Разработанная модель межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих услуги в области ранней помощии опирается на следующие принципы:
Принцип государственно-общественного подхода в модели взаимодействия и социального партнерства службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи)
Принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер становления и развития модели партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм)
Принцип непрерывности и преемственности, обеспечивающий необходимую степень участия организаций и их специалистов на различных этапах социальной поддержки семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
• Принцип открытости партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными учреждениями и ведомствами, предполагающий обмен опытом между субъектами взаимодействия как внутри, так и вне модели.
• Принцип мобильности, позволяющий организовать и обеспечить необходимыми ресурсами социальную поддержку семей в кратчайшие сроки и максимально приближенно к месту жительства семьи.
Регионально-муниципальная система взаимодействия и партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с организациями здравоохранения, социальной защиты населения, негосударственными и неправительственными организациями является значимой частью модели ранней помощи в регионе и ее территориях.
Характеристики вертикальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с другими ведомствами и организациями.
Рисунок 1. Вертикальная структура модели взаимодействия и социального партнерства
Первый уровень – уровень региона – представлен межведомственным координационным советом, включающим представителей заинтересованных ведомств, а также представителей неправительственных негосударственных организаций.
Первый уровень включает региональные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, экономическим развитием региона и иные заинтересованные ведомства (министерства образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, экономического развития региона и иные заинтересованные ведомства).
Второй уровень – уровень муниципалитета. Этот уровень представлен муниципальным органом управления образованием, различными практическими учреждениями образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения, а также неправительственными негосударственными организациями, расположенными на территории данного муниципалитета. На этом уровне при муниципалитете может быть организован «Совет партнеров», осуществляющий управление и координацию деятельности входящих в систему организаций.
Третий уровень – уровень конкретной организации (службы/отдела ранней помощи, лекотеки, консультационного центра и др., участвующей в процессе взаимодействия и партнерства. У всех работников службы/отдела ранней помощи имеется много иных, связанных с выполнением своих профессиональных обязанностей, функций. Однако выбор развития службы/отдела ранней помощи за счет системы партнерства и взаимодействия диктует необходимость привлечения сотрудников к проектированию, реализации и управлению социальным партнерством.
Характеристика горизонтальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства.
Характеристики горизонтальной структуры системы социального партнерства ориентированы на выявление важных, критических областей и этапов деятельности, на конкретизацию этих видов или этапов деятельности и выделение в системе частей, отвечающих за их реализацию.
Центральное положение в системе занимает служба/отдел ранней помощи (консультационный центр).
Специфической задачей службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) является инициирование взаимодействия, выстраивание связей кооперации и координации с организациями здравоохранения, социальной защиты, для удовлетворения реальных потребностей особой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ первых трех лет жизни, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования.
В качестве компонентов системы образования, важных для социального партнерства, выделим следующие организации: региональный орган управления образованием; региональный институт развития образования, психолого-педагогические и медико-социальные центры образования, ресурсные центры, методические кабинеты, относящиеся к окружной (межмуниципальной) системе образования, и образовательные организации муниципальной принадлежности, включая психолого-педагогические и медико-социальные центры и дошкольные образовательные организации, в составе которых функционируют лекотеки, службы/отделы ранней помощи, консультационные центры, консультативные кабинеты и др., а также досуговые центры образования.
Общая цель системы образования по отношению к детям с ОВЗ: создание адекватных условий для реализации прав ребенка с ОВЗ в сфере образования. Основные ресурсы системы – это комплекс образовательных ресурсов и услуг.
Третья подсистема – это организации системы здравоохранения.
Система здравоохранения представлена региональным органом управления здравоохранением, региональными медицинскими организациями и медицинскими организациями муниципальной подчиненности, включая роддома, перинатальные центры, детские больницы, специализированные медицинские центры, медико-генетические консультации, сурдологопедические центры и/или кабинеты, поликлиники, фельдшерские пункты, молочные кухни и др., а также организации МСЭК (медико-социальной экспертизы).
Основные ресурсы системы – это комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных ресурсов и медицинских услуг.
Основные функции и задачи окружной системы здравоохранения, важные для системы социального партнерства со службой/отделом ранней помощи :
• медико-генетическое консультирование;
• раннее выявление различных нарушений в развитии новорожденных детей, младенцев, детей раннего, дошкольного и школьного возрастов;
• массовые скрининговые обследования детей для выявления факторов риска и заболеваний, которые могут обусловить различные отклонения в развитии детей;
• динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей;
• углубленная комплексная диагностика развития и здоровья детей с применением клинических и параклинических методов;
• проведение профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
• проведение медико-социальной экспертизы;
• разъяснительная и санитарно-просветительская работа с родителями и т. д.
Четвертая подсистема – это организации системы социальной защиты населения.
Основные ресурсы системы – это комплекс социальных ресурсов и услуг.
Основные функции и задачи системы социальной защиты населения, важные для системы социального партнерства со службой ранней помощи :
• предоставление в установленном законодательством порядке социальной помощи детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
• оказание консультативной помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• оказание консультативной помощи организациям, оказывающим специальные медицинские, образовательные и социальные услуги.
Специфическая цель специалистов и организаций социальной защиты населения, составляющих подсистему социального партнерства, кооперация деятельности со службой/отделом ранней помощи для обеспечения своевременного входа семьи ребенка с ОВЗ в систему ранней помощи; для обеспечения процессов, реализуемых службой/отделом ранней помощи – профилактического, коррекционного, общеобразовательного и др. ; осуществление перехода детей, получающих услуги в области ранней помощи в организации образования, для получения дошкольного и школьного образования.
Пятая подсистема – это система неправительственных негосударственных организаций.
Система неправительственных негосударственных организаций может быть представлена различными организациями инвалидов, родительскими ассоциациями, фондами поддержки семей с особым ребенком, социально-ориентированными НКО, индивидуальными предпринимателями и др.
Содержательные характеристики системы взаимодействия и социального партнерства
Содержательные характеристики системы сгруппированы вокруг нескольких направлений:
1. Создание, обеспечение и развитие комплекса условий для осуществления взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными организациями и ведомствами:
• правовая обоснованность партнерства, правила взаимодействия и взаимного контроля; разделение функций, ролей, действий и операций с организациями-партнерами;
• создание, поддержка функционирования и дальнейшее развитие единого информационного поля, освещающего процесс взаимодействия и социального партнерства;
• социально-психологические условия, способствующие превращению отдельных индивидов или группы индивидов в успешного субъекта (взаимодействия и партнера) совместной деятельности;
• наличие совместного проекта или общего плана как способа организации совместной деятельности;
• деятельность по поддержке и развитию социального партнерства.
2. Совместная информационно-просветительская деятельность, включающая обмен информацией и данными, размещение информации об организации-партнере, в том числе на сайте учреждения; распространение информационных материалов; проведение совместных просветительских мероприятий и акций; совместная деятельность по информированию и просвещению родителей, как на базе службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм, так и на базе учреждений-партнеров и т. д.
3. Совместная деятельность по различным проблемам психологического, психолого-педагогического, социального и медицинского консультирования семей детей с ОВЗ.
4. Совместная деятельность по выявлению нуждающихся детей и их семей в услугах службы/отдела ранней помощи (консультационного центра, направление детей и их семей в службу/отдел ранней помощи (консультационный центр и иные формы ранней помощи).
5. Совместная деятельность по поддержке семьи и ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ при переходе из службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) в дошкольное учреждение.
6. Совместная деятельность по сопровождению семьи и ребенка с ОВЗ в дошкольной организации.
7. Совместные проекты по поддержке определенных групп детей-инвалидов, детей групп биологического и /или социального риска, а также их родителей или лиц их замещающих.
8. Совместные проекты по реализации индивидуального плана реабилитации ребенка-инвалида.
9. Совместные проекты по предоставлению юридической помощи и поддержке семей детей-инвалидов раннего возраста.
10. Совместные проекты по организации групп социальной поддержки семей детей-инвалидов.
11. Совместная научно-методическая работа.
12. Профессиональная поддержка специалистов различных учреждений и ведомств, участвующих во взаимодействии и социальном партнерстве.
13. Совместная деятельность по изменению отношения социума к семье ребенка с ОВЗ.