Марина Корыстина
Проект по ранней профориентации «Мы — селяне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Профориентация дошкольников – это новое, направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к своему труду. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому многие родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. У детей дошкольного возраста проявляется естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папа и мама, к обогащению представление о профессиональной деятельности людей работающих на селе в п. Новостройка Кемеровского района. Из бесед, наблюдении, экскурсий на предприятия к социальным партнерам (Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, ООО пекарня «Пышка», кондитерский цех «Золотой трюфель», МБОУ «Новостроевская СОШ») дети узнают о работе хлеборобов, фермеров, доярок, пекарей, механизаторов, узнают о работе хлеборобов, фермеров, доярок, через игру знакомится с атрибутами разных профессий знакомятся с машинами которые помогают им в работе, узнают откуда появляется овощные соки, повидла, булочки, печенье. Через игру знакомятся с атрибутами разных профессий, с машинами которые помогают им в работе, узнают, как появляется овощные соки, повидла, хлебобулочные изделия.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, что позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Именно поэтому встал вопрос о реализации проекта по ранней профориентации «Мы селяне»
Целью проекта является : обеспечение целостного образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка.
Задачи:
1. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей Кемеровского района, п. Новостройка;
2. приобщать детей к профессиональной деятельности взрослых на селе, через игровую, театрализованную, продуктивную деятельность и экскурсии;
3. формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
4. стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учтом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития);
2. принцип доступности, достоверности знаний;
3. принцип открытости (ребенок имеет право участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять результаты своего труда);
4. принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы);
5. принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсии, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры и т. д.);
6. принцип регионального компонента (направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с возможностями региона)
Тип проекта : информационный, исследовательский
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет)
Сроки реализации проекта : сентябрь 2017- май 2018 год
Методы и приемы: практические (игровые, чтение художественной литературы, консультации и родительские собрания, Конструирование
Сюжетно-ролевые игры
Игры-драматизации
Экскурсии
Ожидаемый результат: предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, разнообразие приёмов, методов и средств воспитательно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей работающих на селе и её ролью в жизни нашего поселка.
Модель организационно-содержательной деятельности
Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых. Ознакомление дошкольников с профессиями сельского хозяйства осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
График реализации проекта
Первый этап (подготовительный – сентябрь 2017 год)
- разработка плана реализации проекта;
- проведение диагностики (приложение 1)
- подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций;
- оснащение предметно-развивающей среды в группах, в дошкольной организации;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
-заключение договора о сотрудничестве с социальными партнерами проекта.
Второй этап (основной – октябрь 2017 – май 2018 год)
План работы с детьми
Вводная беседа: «Нужные профессии на селе».
Цель: закрепить представления о различии между села и города; дать представление о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве;
Рассматривание картин «Профессии»
Дидактическая игра «Доскажи…», «Кем я буду, когда вырасту».
Рассматривание фотографий родителей, родственников работающих в селе.
Образовательная область Мероприятия
«Отрасль растеневодства» (приложение 2)
Цель: познакомить с видами растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; с профессиями и трудом хлебороба, тракториста, агронома, садовода; способствовать осознанию значимости сельскохозяйственного труда, развить любознательность, память, внимание, речь
Познавательное развитие
Знакомство с профессиями родителей работающие в отрасли «растеневодства»
Встречи с интересными людьми.
Акции «Прорастим семена цветов», «Огород на окне»
Опыт «Посадка зерновых семян»
Опытно-экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку», «Испечем мы каравай» (с использованием соленого теста)
Речевое развитие
Беседа: «Труд овощеводов, садоводов, хлеборобов», «Труд людей весной в поле», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь»; беседы по картинкам «Поле летом» и «Рожь»;
Чтение произведения В. Дацкевич «От зерна до каравая», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», загадки о сельскохозяйственной технике;
Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Что растет в поле и саду», «Составь цепочку».
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсии: КНИИСХЗ (Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства) в отдел картофелеводства, земледелия
в пекарню «Пышка» п. Новостройка;
в кондитерский цех «Золотой трюфель» п. Новостройка
в теплицы Новостроевской средней школы
Физическое
развитие Использование физминуток и утренних гимнастик
Подвижная игра «Дружные зерна»
Художественно-эстетическое развитие Слушание песни Ю. Чичкова «Расти колосок».
Рисование: «Огородники», «Сельскохозяйственная техника: трактор, комбайн, грузовая машина»
Лепка: «Садовый инвентарь»
Конструирование: «Сельскохозяйственные машины».
Праздник «Капустник»
Развлечение «Каравай»
Игровая
деятельность Сюжетно-ролевые игры:
«Пекарня», «Овощной магазин», «Мы -шофёры»
«Отрасль животноводства» (приложение 3)
Цель: Формировать представления о животноводстве, как составной части сельского хозяйства. Познакомить с основными направлениями животноводства: скотоводство, коневодство, кролиководство, пчеловодство, птицеводство, свиноводство, овощеводство; с трудом с профессией фермера, доярки, свинарки, врача-ветеринара, скотника конюха, пастуха, пчеловода; дать понятия о пользе которую приносят они животным; развить любознательность, память, внимание, речь.
Познавательное развитие
Знакомство с профессиями родителей работающие в отрасли «животноводства»
Встречи с интересными людьми.
Рассматривание картины «На пастбище», «На птичьем дворе», «Сельскохозяйственные ярмарки»
Опыт «Преобразование молока в простоквашу»
Речевое развитие
Беседы: «Чем занимается фермеры», «Чем занимается и что делает животновод», «Польза меда для человека», «Молочные продукты» и т. д.
Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.
Чтение стихов В. А. Степанов «Животный мир», К. Ушинский «Бодливая корова», Д. Мамин - Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке»
Чтение загадок, пословиц и поговорок о животных.
Дидактические Игры: «Где живут животные?», «Кто, чем питается?», «Кто лишний?», «Найди маму»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр видеоролика «Отрасли животноводства»,
«Профессии связанные с работой с животными»
Рассматривание книг о животных
Физическое
развитие Использование физминуток и утренних гимнастик
Подвижная игра «Не ребята, а зверята», «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».
Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен и животных
Лепка из соленого теста «поросята»
Рисование «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
Аппликация «Кто пасется на лугу»
Музыкальная игра «Угадай животное».
Конструирование «Построй домик для поросенка»
Макет «Скотный двор»
Досуг на тему: «Праздник молока».
Игровая
деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница»,
«Доктор Айболит», «Магазин молочных продуктов»
Сотрудничество с родителями (приложение 4)
-Консультации, папки-передвижки «Как рассказать детям о профессии» «Профессии сельского района». и др.
- Составление альбомов на тему «Профессии родителей»; «Такие разные профессии»
-Тематические беседы с родителями, рассказы родителей о своей профессии.
-Привлечение родителей к составлению мини-коллекций, пополнению экспозиций мини-музея.
-Анкетирование «Домашние животные в семье»
-Изготовление взрослыми совместно с ребенком поделок различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала и др.
-Привлечение родителей к созданию коллекции «Молочные продукты» и конкурсу поделок из упаковок от молока.
Третий этап (заключительный – май 2018 год)
Участие детей дошкольной организации в сельском празднике «День сельского работника» (в ДК п. Новостройка);
-проведение фестиваля профессий в детском саду «Мы живем в селе»;
-создание мини-музея в детском саду сельского хозяйства
- демонстрация видеоролика и презентации проекта на родительских собраниях.
Заключение
Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях. Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют педагогов ДОУ на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает трактористом, комбайнером, овощеводом, инженером, мама печет хлеб, выращивает овощи. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Будущее детей-дошколят предугодать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеемся, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.