Лилия Голышева
Проект «Создание служб ранней психологической помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Краткое описание проекта
Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Актуальность создания проекта обусловлена прежде всего тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже, можно сказать педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются прежде всего здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.
Публикация «Проект „Создание служб ранней психологической помощи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Как правило, родители не владеют специальными знаниями, получить их часть практически негде: психолого-медико-педагогических служб недостаточно, да и специалистов – дефектологов для работы с этим возрастом очень мало.
Вторая важнейшая причина оказания ранней помощи детям – это неуклонный рост числа новорожденных детей с отклонениями в развитии. Современные исследования показывают, что число детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии, достигает 70-75% от общего числа новорожденных. Причины этого – ухудшение состояния здоровья женщин, тенденция к выхаживанию детей, родившихся недоношенными. Подобные показатели характерны не только для России, но и для Европы, США, Канады и т. д.
2. Анализ ситуации с оказанием психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в ДОУ.
По данным мониторинга на 1 сентября 2015 г. в Правдинском районе сложилась неблагоприятная ситуация для социализации детей:
- всего детей от 0 до7лет в МО «Правдинский район» по данным статистики-2172чел. ;
-всего воспитанников ДОУ- 862чел.
-всего проживает 1150 детей раннего возраста (от 0 до 3лет)
В нашем дошкольном учреждении – 10 групп (количество воспитанников 254 чел.) : 1 группа компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи и 9 – общеобразовательных. Педагогический коллектив состоит из 19 педагогов: 13 воспитателей, старший воспитатель,1 учитель-логопед, 1 педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя,1 инструктор по физическому воспитанию. В ДОУ реализуются следующие парциальные программы по коррекционному направлению: «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой, «Азбука общения» Л. М. Шипицыной.
В 2015году на базе ДОУ начал свою работу ресурсный центр, тем самым появилась возможность оказывать методическую, консультативную помощь педагогам района, родителям (законным представителям) дошкольников.
В детском саду создана целостная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, в которой задействованы все участники образовательного процесса.
С 2010 года существует консультационный пункт «Малышок», деятельность которого направлена на оказание методической диагностической и консультативной помощи родителям, чьи дети не посещают дошкольное учреждение. Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия.
3. Описание проблем
.
1. Отсутствие опыта в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста (проведение заседаний ПМПк, составление индивидуальных программ сопровождения ребенка, оформление документации).
2. Несвоевременное выявление детей с нарушениями психофизического развития.
3. Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды для организации работы с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.
4. Непонимание родителями серьезности проблемы и игнорирование рекомендаций специалистов, что сказывалось на качестве оказываемой коррекционной работы.
5. Недостаточный квалификационный уровень педагогов по вопросам коррекции, обученияиразвития детей раннего возраста с ОВЗ.
4. Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для личностного развития детей с нарушениями психофизического развития средствами специального образования.
Задачи:
- своевременное выявление детей с нарушениями психофизического развития;
- определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, организация занятий для детей с нарушениями психофизического развития (в присутствии родителей);
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с нарушениями психофизического развития с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей;
- создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями психофизического развития здоровья образовательной программы соответствующей ступени образования;
-оказание консультативной и методической помощи семье, педагогам по повышению реабилитационной компетентности;
Календарный план мероприятий:
I Подготовительный этап
1. Создание банка данных о детях с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, желающих посещать Службу ранней помощи. Тесное взаимодействие и сотрудничество с
детской поликлиникой Участники: Семьи с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет Сроки: Август 2015г. Ответственые:Заведующий ДОУ, старшая медсестра
2. Разработка нормативной документации Приказ о деятельности Службы ранней помощи в 2015-2016 учебном году. Изучение приказов, распоряжений о Службе ранней помощи. Сроки: Август 2015г. Ответственные: Заведующий МБДОУ,
зам. зав. по УВР
3. Разработка методической документации.
-План работы на учебный год.
-План работы с родителями (законными представителями).
-Диагностические карты обследования.
-Разработка календарно-тематического планирования коррекционно-развивающих занятий. Изучение научной и практической литературы. Август 2015г. Зам. зав. по УВР
Специалисты
4. Приобретение психолого-педагогической литературы по вопросам оказания помощи детям раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сроки: Август 2015г. Ответсвенные:Зам. зав. по УВР
5. Приглашение в Службу ранней помощи. Распространение информации о Службе ранней помощи.
Разработка и выпуск рекламных буклетов. Семьи с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Сроки: Август 2015г. Ответственные: Зам. зав. по УВР
II Основной этап
(Диагностический - развивающий блок)
1. Проведение анализа анамнестических данных и психолого-педагогического обследования детей, поступающих в Службу ранней помощи.
-Наблюдение за ребенком.
-Опрос родителей.
-Проведение диагностических методик.
Игры, тестовые задания и др. Участники: Дети Родители (законные представители) Сроки: Август-сентябрь 2015г. Ответственные: Врач-педиатр Педагог-психолог
Учитель-логопед Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель
2. Разработка индивидуально-ориентированной программы сопровождения для каждого ребенка/ календарно-тематического плана работы для подгруппы детей Подбор в соответствии с разработанными программами методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия Участники:Дети Родители (законные представители) Сроки: Август-сентябрь
2015г. Ответственные: Врач-педиатр Педагог-психолог Учитель-логопед
3. Реализация
индивидуально-ориентированной программы сопровождения/ календарно-тематического плана работы для подгруппы детей Проведение коррекционно – развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми и родителями. Дети
Родители (законные представители) Сроки: В течение года Ответственные:Все специалисты Службы
4. Выход из индивидуально-ориентированной программы сопровождения и переход
в детское учреждение.
Содействие в переводе ребенка в профильные учреждения (ДОУ, центры) (по мере необходимости) :
-Обследование по выпуску из Службы ранней помощи.
-Рекомендации по дальнейшему определению образовательного маршрута.
Участники: Дети Родители (законные представители) Сроки:Апрель-Май 2016г. Ответственные:Педагог-психолог старший воспитатель
5.
Подгрупповая и индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения их детей.
Обучение родителей методам и приемам, направленным на формирование и коррекцию компонентов социальной познавательной, речевой и двигательной сфер ребенка. Организация и проведение подгрупповых мероприятий:
-консультирование;
- практические
семинары;
-круглые столы и др. Родители (законные представители). Сроки: В течение года Ответственные: Все специалисты Службы
6 Целенаправленная индивидуальная работа с родителями (лицами их заменяющими, по вопросам коррекции, обучения, развития детей.
-Проведение индивидуальных мероприятий.
-Проведение подгрупповых мероприятий.
Выдача рекомендации родителям. Участники: Родители (законные представители) Сроки: В течение года Ответственные: Все специалисты Службы
7 Проведение с семьей необходимой психопрофилактической и психокоррекционной работы. Получение психологической, лечебно-профилактической помощи. участники:Родители (законные представители) Ответственные: Врач педиатр Педагог-психолог
Заключительный этап
Совершенствование консультативной, просветительской и диагностической работы в Службе ранней помощи. -Выявление и анализ проблем в работе Службы ранней помощи.
-Анализ и планирование деятельности.
-Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария. Служба ранней помощи Сроки : Май-июнь 2016г. Ответственные:Заведующий МБДОУ
6. Предполагаемые результаты реализации проекта
1. Разработка модели оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии.
2. Оптимизация работы с родителями по обеспечению своевременной и комплексной психолого- медико- педагогической помощи 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУпо данной проблеме.
3. Создание и функционирование ПМПк в детском саду.
4. Способ и критерии оценки эффективности реализации проекта
В апреле 2016г. мы планируем проведение итоговой диагностики с целью определения эффективности психолого-педагогической помощи, уровня решения поставленных задач. Она будет основываться на сравнительном анализе уровня целенаправленной психолого-педагогической помощи до и по завершении реализации индивидуальной программы; на сравнительном анализе уровня развития ребенка с нормативными для этого возраста показателями. Такой анализ позволит выяснить степень компенсации имевших место нарушений развития ребенка и, соответственно, необходимость продолжения или завершения программы ранней психолого-педагогической помощи.
По итогам коррекционно-развивающей работы:
- дети, достигшие положительных результатов, завершат занятия в Службе и будут направлены на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- дети, не достигшие положительных результатов, продолжат занятия в Службе и по достижении 4-хлетнего возраста будут направлены на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Мы надеемся, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов и родителей в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дадут положительный результат и позволят снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.