Елена Манухина
Методы активизации семьи в условиях современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методы активизации семьи в условиях современных требований дошкольного образования.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; открывать сильные и слабые стороны развития и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Публикация «Методы активизации семьи в условиях современного дошкольного образования» размещена в разделах
На наш взгляд, необходимо создавать единую воспитательную среду, которая подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью наилучшего психологического самочувствия ребенка, а также для его успешной социализации.
Можно выделить несколько типов родителей:
1. Инициативные (позитивно-настроенные, всегда выполняют просьбы педагога, участвуют во всех мероприятиях);
2. Отзывчивые (готовы помочь, выслушать, «готовы на разговор» с педагогом, внимательно относятся к нуждам других).
3. «Равнодушные» (пассивные, вежливо слушают педагога, не высказывая своего мнения, просьбы не выполняют;
4. Негативно настроенные (склонные к конфликтам, рассматривают детский сад «нам все должны»)
5. Гипертревожные (недоверчивые, настороженные, склонные к постоянному контролю)
Задачи педагога:
-создание родительского актива;
-направление инициативы;
-привлечение к различным формам работы.
-стимулирование родителей к изменению своего отношения;
-создание социально-педагогических условий для преодоления отчуждения родителей.
В своей работе мы применяем следующие формы работы с родителями.
Индивидуальные беседы, консультации
К индивидуальным формам работы относятся педагогические беседы с родителями, консультации; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога. В результате беседы и консультирования мы имеем возможность решать индивидуальные затруднения родителей; знакомить с успехами и проблемами ребенка, родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Индивидуальная беседа с родителями вновь прибывших детей на тему: «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду» Информирование родителей
об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.
Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей
Так же мы регулярно проводим родительские собрания, которые позволяют нам создавать родительский актив, укреплять тенденции к выработке родителями совместных решений, исключать формирование ошибочного мнения о некоторых аспектах жизни детей в детском саду. На родительских собраниях мы имеем возможность обсудить различные проблемы.
Мы проводим различные выставки и конкурсы, которые помогают формировать чувства причастности к жизни группы, к ДОУ, создают необходимость общения с ребенком.
Конкурс. Герб семьи.
Регулярно проводим праздники, которые позволяют преодолевать родительское сопротивление, формировать позитивное отношение к детскому саду.
21 ноября 2014 года в нашей группе состоялся осенний праздник Капустник. Главными участниками капустника были не только дети, но и родители, ведь это совместное мероприятие. Во время праздника ребята пели песни, водили хороводы и соревновались с родителями в различных эстафетах. «Веселый капустник» прошел на ура! Никто из присутствующих на празднике не заметил, как пролетел целый час в стенах музыкального зала. А закончился праздник чаепитием с вкусными румяными капустными пирогами.
На Старый Новый год у нас прошло мероприятие «5 ключей от сундука» Очень приятно отметить то, что именно родители с большим интересом и ответственностью посещали репетиции, готовили костюмы, помогали в оформлении зала. А какие они были активные, артистичные, веселые. Родители подготовили для детей инсценировку сказки, участвовали отдельной веселой командой во всех эстафетах и конкурсах. Дети с гордостью отмечали участие своих родителей и благодарно откликались на эмоции.
Так же в своей работе мы используем информацию для родителей.
• Информационная папка группы;
• Представление информации на информационном стенде. Например, в своей работе мы используем следующие консультации для родителей 1. «Готовим будущего первоклассника» консультируем по таким вопросам, как что такое «готовность к школе», личностная, интеллектуальная готовность ребенка к школе, режим будущего школьника.
2. Правила безопасности на улице и дома.
3. Роль семьи в воспитании ребенка.
4. Здоровый образ жизни.
5. Права ребенка.
• Информация о работе группы на сайте и на страницах группы Вконтакте
Мы проводим спортивные праздники, субботники, экскурсии, которые позволяют «включить» родителей в жизнь детского сада, содействуют оптимизации детско-родительских отношений за счет совместного позитивного переживания.
15 февраля состоялся конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»
Эти соревнования замечательны не только тем, что их участники демонстрируют свою силу и ловкость, очень важно, что членов семьи объединяет воля к победе. Волнение чувствовалось уже на построении. Соперники пожали друг другу руки и, проведя жеребьевку, заняли свои места на старте. Капитанами во всех командах были, конечно же, дети. И это не могло их не радовать.
Конкурсанты поучаствовали в различных конкурсах: бег со снежком, катание на санках, бег на лыжах, сбивание кеглей валенком. Праздник завершился награждением и сладкими призами. Все участники получили отличный заряд бодрости и море положительных эмоций!
Таким образом, на данный момент у нас в группе создан прекрасный детский и родительский коллектив с чувством взаимопомощи, творческой инициативы, откликающийся на различные методы работы.