Васильева Марина
Проект «Программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методологическая разработка:
Проект программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
1. Теоретическое обоснование.
Публикация «Проект „Программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Современные дети развиваются в быстро меняющемся мире, в котором разрушаются стереотипы, а моральные устои и принципы подвергаются негативному воздействию. Исследования в социологии показывают рост опасно агрессивных проявлений. Современные ученые указывают на то, что причины агрессии у людей стоит искать в дошкольном возрасте.
Достаточно высокая агрессивность детей является, чуть ли не одной из самых основных проблем в детском учреждении. При наблюдения в ГБДОУ детский сад № 73 за детьми старшей и подготовительной группы было выявлено, что у некоторых детей агрессия развивается и уже трансформируется в устойчивую черту личности. Впоследствии у ребенка становится снижен продуктивный потенциал и происходит деформация личностного развития.
Исходя из полученных результатов исследований проведенных среди воспитанников старших и подготовительных групп, показывают, что у ряда детей высокий уровень тревожности, и заниженная самооценка, которая в свою очередь влияет на агрессивные проявления внутри группы. Так же такие дети склонны проявлять злобу по отношению к другим и имеют сверхчувствительность (ранимость). Проблемы агрессивных детей проявляют достаточно часто в их коммуникативных навыках. Данная психокоррекционная программа позволяет детям обрести адекватный уровень самооценки, снизить уровень агрессии и повысить коммуникативные навыки, так же данная программа нацелена на развитие уровня самоконтроля и психогимнастики.
2. Цель и задачи.
Цель данной психокоррекционной программы : психокоррекция детской агрессивности; формирования навыков коммуникации, саморегуляции; повышение самооценки.
Задачи психокоррекционной программы :
• Уменьшить детскую агрессивность.
• Научить анализу внутренних состояний и состояний других детей.
• Обучить конструктивной форме общения,
• Снять разрушительные элементы в поведении.
• Научить выражать гнев в приемлемых формах, а так же различным техникам контролирующих нежелательные эмоциональные состояния.
• Развить самоконтроль и адекватную самооценку.
3. Организация психокоррекционной группы
Оптимальное число детей в группе – 10 человек (6-7лет). Отбор производился на основании психодиагностических данных, которые осуществлялись наблюдением и интерпретацией проективных методик : Методика Тэммл [20], Лесенка [60], Шванцера И. [16], тест «Руки» Вангер Э. [28].
4. Частота и продолжительность занятий.
Частота и продолжительность коррекционных занятий регламентируется общими положениями в документе о «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.) Дата введения: 20 июня 2003 г. 2.12.7 Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий — не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Программа включает 14 занятий и рассчитана на 2-3 месяца.
5. Принципы психологической коррекции :
Эффективность психокоррекции зависит от прямого следования основополагающих принципов в психологической коррекции, это связано с тем, что коррекционное воздействие применяется к личности с нарушениями и требуется пристальное внимание к применяющимся анализам и подходам, чтобы не навредить данной личности.
Далее мы рассмотрим основные принципы психокоррекции.
1. Принцип комплексности (в него включен клинико-психолого-педагогический комплекс воздействий).
2. Принцип единства диагностики и коррекции. В самом начале психокоррекционного воздействия проводится комплексное психологическое тестирование и на основе полученных данных создается заключение и выводы. Далее формируется цель и задачи психокоррекционной работы. Какое либо воздействие коррекционного характера должно происходить после тщательного и внимательного обследования и выстроена данная коррекционная программа должна именно на полученных результатах. Во время психологической коррекции психолог должен контролировать динамику результатов, изменение в поведении, эмоциях и чувствах личности, которая проходит психокоррекцию. На основе контроля динамики психолог может вносить коррективы в методы или же задачи программы.
3. Принцип личностного подхода. К ребенку относятся как к цельной личности, и учитывают особенности индивидуального характера. Во время психокоррекции психолог должен стараться не обобщать всю группу под общую норму, какой бы, она не была.
4. Принцип деятельностного подхода. Личность наиболее сильно подвергается формированию и проявляется во время деятельности. Соблюдение этого принципа просто необходимо т. к. психокоррекционная программа должна быть основана на осмысленности и целостности де йствий ребенка. Так же коррекция проводится с учетом ведущего типа деятельности, у дошкольников это – игра.
Немаловажным ориентиром служит тот вид деятельность для ребенка, который является наиболее важным для него помимо ведущего типа деятельности. Например: лепка, танцы и т. п. В таком случае данное ориентирование нацелено не на один вид деятельности, а на несколько и ориентирование корректирует эмоциональные нарушения ребенка.
5. «Сверху вниз». Первый автор, заговоривший о принципе «сверху вниз» стал Выгодский Л. С. [13], он писал, что в центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента. В таком случае коррекция носит, опережающий характер и выстраивается как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование психологических новообразований.
6. Принцип нормативности развития (последовательность сменяющих возрастов и стадий). При сопоставлении уровней развития по общей возрастной норме и далее при формулировке целей психокоррекций необходимо придерживаться последующих характеристик: 1) Социальное развитие ребенка и его особенности (если ребенок недавно переведен в другое общеобразовательное учреждение или переезд семьи и т. п.). 2) На каком уровне сформировались новообразования у ребенка и на каком этапе возрастного развития он находится. 3) На каком уровне находится ведущая деятельность и уровень её оптимизации.
Так же уделяется внимание индивидуальной норме каждого ребенка, это нужно, для того, чтобы в общей возрастной норме, наметить индивидуальную программу для каждого отдельного ребенка и учесть дальнейшие пути развития.
6. Методы психокоррекции
Игровая: Основной вид деятельности, который присутствует с первого дога ребенка и заканчивается примерно 6-7 летним возрастом. Посредством игры дети осваивают и познают окружающий мир, а так же себя и обучаются общению. Исходя из этого, игра заложена в основу методов коррекций эмоциональных и поведенческих отклонений у детей.
Игротерапия. Она позволяет облегчить эмоциональный стресс посредством разных игровых материалах. Игра сама по себе является своего рода самотерапией, это происходит посредством отыгрывания и переигрывания разных конфликтов и тем, которые важны для ребенка.
Рисуночная психокоррекция. Посредством данной психокоррекции решаются внутренние и межличностные конфликты, производится работа с различными беспокойствами (травмами, тревогами и т. п.). Во время рисуночной психокоррекции происходит самовыражение, самореализация ребенка. Выделяют следующие виды рисуночной психокоррекции : музыкотерапия (через восприятие музыки); танцевальная терапия, коррекционная ритмика; сказкотерапия; воздействия через образ или театрализацию: куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама; рисуночная терапия – коррекционное воздействие происходит путем рисования, лепки, декоративно-прикладных искусств.
Психогимнастика. Главная цель психогимнастики – обучить детей справляться с жизненными трудностями. В занятиях детям предлагают изучить разные эмоциональные состояния и показывают, как ими можно управлять. Зачастую, разного рода эмоциональные проблемы происходят не только из-за самих ситуаций, а из-за неверного восприятия. Дети должны осознавать связь между чувствами, поведением и мыслями.
Разные эмоции изучаются детьми в процессе психогимнастики и учатся ими управлять. Именно поэтому в психогимнастике применяются радостные эмоции.
Психогимнастика применяется для преодоления барьеров в общении между детьми, помогает снять психические напряжение. В целом психогимнастика снимает психическое напряжение, зажимы мышц. Так же происходит корректировка настроения и обучение детей ауторелаксации. Упражнения по психогимнастике могут включать в себя ритмические танцы, пантомиму и разнообразные игры в коллективе.
7. Этапы психокоррекции.
Таблица 5. Этапы психокоррекции
п/п Этапы Цель Применяемые методы Время
1 Диагностический Исследование уровня агрессивности, самооценки, тревожности эмоциональных проявлений ребенка Наблюдение, беседы, анкетирование родителей. Методики:
Тест Руки (Вагнер Э.) (в адаптации Семаго);
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка (Шванцар Й.); Методика исследования самооценки "Лесенка" (Щур В. Г.); Методика исследования тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 1-2 часа
Этапы психокоррекции
21 Установочный Направление на близкое знакомство психолога с детьми; создать положительный эмоциональный фон, чувства комфорта, сплоченности в группе; ослабить эмоциональное напряжение; развить эмпатийные способностей у детей. Беседы, игры, этюд, психогимнастика. 5-6 часа
2 Основной блок Снижение высокого уровня агрессивности и тревожности, выработка навыков речевого общение; закрепление полученных навыков психодиагностики, позитивной самооценки. Ауторелаксация, беседа, игры, сказкотерапия, конкретные упражнения, арттерапия. 4-5 часа
3 Оценочный блок Оценка эффективности психокоррекционной работы. Измерение динамики агрессивных реакций. Наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону. контрольный срез по методикам: Тест Руки (Вагнер Э.) (в адаптации Семаго); Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребёнка (Шванцар Й.) и т. д.
2
4 Прогностический Предположение изменения личности и его состояния. А так же адекватная оценка динамики возможностей и её развития в будущем. Профессионализм и опыт психолога
Структура психокоррекционной программы :
1. Вступительное слово или беседа психолога, для рефлексии предыдущего занятия. Или же упражнение для мышечной релаксации.
2. Основная часть. Применяются игры и следующие упражнения нацеленные на:
• Переработка психотравмирующих ситуаций.
• Обучению анализу внутренних состояний и состояний других детей.
• Обучение выражать гнев в приемлемых формах.
• Развитие самоконтроля и адекватной самооценки.
Используемые методы и приемы: сказкотерапия и обсуждение в группе после прослушанного рассказа, различные игры и этюды.
3. Психогимнастика.
4. Танцевальная терапия выполняет терапевтическую и профилактическую функцию. Танец может сочетаться с другими техниками, например с музыкотерапией и арт-терапией. Такое сочетание техник, позволяет находить способы для выражения себя и своих внутренних состояний.
5. Заключительный этап. Рефлексия занятия. Задаются вопросы детям о том, что наиболее понравилось, что узнали дети за это занятие и их отношение к играм и упражнениям.
6. Завершение занятия.
Приемы и методы психокоррекции
Таблица 6. Приемы и методы психокоррекции
№ п/п Методы Приемы
11 Игровые «Доброе животное», «Мой крошечный мышонок», «Котик», «Подари свое сердце», «Тух-тиби-дух», «Волшебные шарики», «Приветствие».
2 Беседа «Волшебное слово», «Гуси-Лебеди».
3 Психогимнастика «Птичка», «Кулачек», «Тряпичная кукла». «Я ветер», «Психомышечное расслабление под музыку».
4 Этюд «Солнышко», «Спаси птичку», «Улыбка по кругу», «Чародеи».
5 Сказкотерапия «Как злость Олю и Толю в плен поймала», «Котик и петушок», «Иванушка - дурачок».
6 Конкретные упражнения «Имя», «Наши эмоции», «За что меня любит мама?», «Паутинка», «Овладей собой», «Волшебный мешочек».
7 Арттерапия «Свободное рисование», «Чародеи».
Примеры упражнений представлены в приложении 3.
Приложение 3.
Примеры психокоррекционных занятий.
Занятие № 1
Цель: обеспечить атмосферу доверия; снять эмоциональное напряжение, повысить уровень адаптации в коллективе; развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей; развить сострадание, милосердие; вызвать положительные эмоции у детей.
Материал: набор карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний людей, карандаши.
Ход занятия психолога
1. Приветствие.
2. Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают улыбку по кругу» : каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав ему что-то хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается следующему соседу и т. д. При этом можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает на следующую встречу.
3. Упражнение «Наши эмоции»
Для выполнения упражнения понадобится набор из шести карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие.
Для работы с карточками предлагается серия заданий:
- Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения, изображенные на карточках.
- Разделить лист дневника на 2 половины и перерисовать схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа - какие не нравятся. После выполнения задания дети по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, а затем - справа, и объясняют, почему им нравятся либо не нравятся определенные эмоциональные состояния.
- Определить свое настроение, эмоциональное состояние в этот момент, схематично изобразить его в своем дневнике и коротко объяснить причину этого состояния.
При обсуждении различных эмоциональных состояний психолог обращает внимание детей на особенности экспрессии лица: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта, и тому подобное. В процессе выполнения упражнения психолог обращает внимание на эмоциональное состояние детей в группе, констатирует наличие повышенной тревожности отдельных ее участников.
4. Беседа психолога с детьми «Волшебное слово»
Логическим продолжением игры становится короткая беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый человек, а какое - грубый человек. И какая из этих двух тактик решения проблем является более конструктивной и эффективной.
5. Игра «Мой хороший мышонок»
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Дети! К нам в гости пожаловал мышонок. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» др. Взрослый бережно передает кому-то из них игрушечного мышонка. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) мышонка другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.
Занятие № 2
Цель: игровая коррекция агрессивности, снятие вербальной агрессии; заучивания социально принятых норм поведения с помощью обратных связей со сверстниками, установление доверительных отношений, стимуляция гуманных чувств; ауторелаксация.
Материалы: колокольчик, пиктограммы «Злость», «Радость».
Ход занятия психолога по снижению агрессивности у дошкольников
1. Упражнение «Доброе утро»
Ведущий: Я рад вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу; «Доброе утро!».
2. Упражнение «Знакомство с чувством злости»
Детальное рассмотрение пиктограммы «Злость», сравнение с пиктограммой «Радость».
Вопросы к детям. Когда бывает весело? Почему печально? Когда люди сердятся? Почему злятся? На что похожа злость? Какая злость на вкус? Какого цвета может быть злость? По команде ведущего «Зло, зло, зло.» каждый ребенок своей мимикой изображает Зло. По команде «Добро» - изображают доброго и ласкового ребенка.
3. Сказкотерапия «Как злость Олю и Толю в плен поймала»
Психолог читает детям сказку.
«Жили веселые дети Оля и Толя. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и дети в детском саду. Но как-то они вышли гулять на улицу, налетела вдруг откуда-то злая фея и захватила в плен Олю и Толю, и понесла в «Королевство Злобляндию». Все, кто попадал в то королевство, сразу становились вот такими (дети показывают, злыми и некрасивыми, и Оля с Толей тоже стали злыми, научились кусаться, плеваться, драться и даже, ногами пинаться. Кто может показать, чему они научились? И даже обзываться они научились? Как вы думаете, какими словами? Но злая фея еще большее зло для наших малышей придумала. Она вернула их обратно в свой дом, но не расколдовала. И что тут началось! Оля и Толя на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А малышей в детском саду то обидят, то стукнут, то игрушки заберут. А как вы думаете, как изменилась жизнь у Оли и Толи? Почему? Правильно вы догадались, совсем плохая жизнь в них настала, так как злым людям очень трудно живется на свете.
Но был у Оли и Толи лучший друг Даня. Решил Даня победить злу фею и попросил помощи у воспитательницы Тамары Андреевны, и она сказала:
«Зло ты злом не пересилишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло?» - растерялся Даня.
- «Злого надо полюбить, чтобы о зле он мог забыть», - ответила ему мудрая воспитательница. Вот и мы с вами запомним эти слова и поиграем в заколдованных злых Олю и Толю, которых все вместе расколдуем.
4. Игра «Меняем Олю и Толю»
Двое детей - Оля и Толя - садятся на стульчиках в центре группы, делают злые лица. Дети по очереди подходят к ним, гладят и говорят добрые слова. Оля и Толя не расколдовываются и не улыбаются. Психолог предлагает детям сказать правила, которые должны знать Оля и Толя. Только тогда они расколдуются.
Правила: жить дружно; мириться; игрушками делиться; помогать другим; не обижать детей.
Дети закрепляют правила. А если они очень рассержены кем то, то они могут сделать так (учебные действия) : смять или порвать какую-то бумажку; потопать ногами; попрыгать; громко покричать в «стаканчик для криков»; помять пластилин.
5. Игра «Злюка»
Один из участников группы садится на стул. В руках у него полотенце или легкая косынка. Все остальные участники бегают вокруг него и всячески дразнят, пытаясь разозлить: кривляются, касаются его, щекочут. Психолог следит за тем, чтобы дети не допускали оскорбительных слов, после условного сигнала, злюка превращается в доброго ребенка.
6. Игра «Тух-тиби-дух»
Ведущий: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинания против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-то и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух»сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
7. Упражнение «Свободное рисование»
Ребенок рисует свои фантазии. Взрослый помогает вопросами, постепенно усиливая положительную окраску элементов.
Занятие № 3
Цель: закрепление навыков эмоциональной саморегуляции, навыков овладения негативными реакциями; развитие умения выражать эмоции в рисунке; развитие эмпатийных способностей.
Ход занятия психолога
1. Игра «Приветствие»
Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то из детей будет специально пытаться поздороваться с тем, кто обычно на него не обращает внимания). Здороваться необходимо определенным образом: 1 хлопок - здороваемся за руку; 2 хлопка - здороваемся плечиками; 3 хлопка - здороваемся спинками.
2. Упражнение «Три настроения»
Дети вместе с ведущим дают эмоциональную оценку злости, плаксивости и капризности, сравнивают эти состояния с хорошим настроением или плохим. Трое детей договариваются, какое настроение будут изображать, а остальные должны догадаться, кто кого изображает. Затем дети меняются ролями.
3 Упражнение «Чертенок»
Жил на болоте Чертенок. Ему очень нравились люди, и поэтому, как только кто-то из людей появлялся, Чертенок залезал в лужу и начинал прыгать. Все люди пугались и убегали, и только один человек не испугался. Он подозвал Чертенка к себе и приколол ему в лохмотья волшебную булавку. И в ту же минуту не стало болота, а Чертенок превратился в красивого, аккуратного мальчика. Добрый человек предложил мальчику жить вместе, и тот согласился.
Впоследствии оказалось, что это был мальчик, который все делал наоборот. Например: когда отец попросил его закрыть дверь, мальчик умышленно их открывал.
Вопросы к детям. Как помочь мальчику? Как научить хорошему поведению?
4. Закрепление правил хорошего поведения
Дети выполняют роль чертенка. Сначала по очереди, а потом все вместе. Команды могут быть самые разнообразные.
5. Игра «Тух-тиби-дух» (см. занятия 5-6)
6. Свободное рисование
Дети рисуют свои фантазии, рассказывают о них.